Главная » Статьи » Школьные статьи » Русский язык и литература |
В категории материалов: 39 Показано материалов: 1-39 |
Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам
Бессоюзное сложное предложение — это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов: [Привычка свыше нам дана]: [замена счастию она] (А. Пушкин).Смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных сложных предложениях выражаются по-разному. В союзных предложениях в их выражении принимают участие союзы, поэтому смысловые отношения здесь более определённые и чёткие. Например, союз так что выражает следствие, потому что — причину, если — условие, однако — противопоставление и т. д. В бессоюзном сложном предложении смысловые отношения между простыми предложениями выражены менее отчётливо, чем в союзном. По смысловым отношениям, а часто и по интонации одни бессоюзные сложные предложения ближе к сложносочинённым, другие — к сложноподчинённым. Однако часто одно и то же бессоюзное сложное предложение по смыслу можно сблизить и со сложносочинённым, и со сложноподчинённым предложением. Ср., например: Зажглись прожектора — вокруг стало светло; Зажглись прожектора, и вокруг стало светло; Когда зажглись прожектора, вокруг стало светло. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в устной речи интонацией, а на письме различными знаками препинания (см. раздел «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»). В бессоюзных сложных предложениях возможны следующие виды смысловых отношений между простыми предложениями (частями): I. Перечислительные (перечисляются какие-то факты, события, явления): [Я_ не видел вас целую неделю], [я не слышал вас долго] (А. Чехов) — [ ], [ ]. Такие бессоюзные сложные предложения сближаются со сложносочинёнными предложениями с соединительным союзом и. Как и синонимичные им сложносочинённые предложения, бессоюзные сложные предложения могут выражать значение 1) одновременности перечисляемых событий и 2) их последовательности. 1) \Bemep выл жалобно и тихо], [во тьме ржали кони], [из табора плыла нежная и страстная песня-думка] (М. Горький) -[], [],[]. зашевелились], [вспорхнула полусонная птичка] (В. Гаршин) — [],[]. Бессоюзные сложные предложения с перечислительными отношениями могут состоять из двух предложений, а могут включать три и более простых предложений. II. Причинные (второе предложение раскрывает причину того, о чём говорится в первом): [Я несчастлив]: [каждый день гости] (А. Чехов). Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложноподчинённым с придаточными причины. III. Пояснительные (второе предложение поясняет первое): 1) [Предметы теряли свою форму]: [всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу] (И. Гончаров) — 2) [Как все московские, ваш батюшка таков]: [желал бы зятя он с звездами да с чинами] (А. Грибоедов) — Такие бессоюзные предложения синонимичны предложениям с пояснительным союзом а именно. IV. Пояснительно-изъяснительные (второе предложение поясняет слово в первой части, которое имеет значение речи, мысли, чувства или восприятия, или слово, которое указывает на эти процессы: прислушался, взглянул, оглянулся и т. п.; во втором случае можно говорить о пропуске слов типа увидеть, услышать и т. п.): 1) [Настя во время рассказа вспомнила]: [у неё от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок варёной картошки] (М. Пришвин) — []:[]. 2) [Опомнилась, глядит Татьяна]: [медведя нет]... (А. Пушкин) — []:[]. Такие бессоюзные предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с изъяснительными придаточными (вспомнила, что...; глядит (и видит, что)...). V. Сопоставительно-противительные отношения (содержание второго предложения сопоставляется с содержанием первого или противопоставляется ему): 1) [Все счастливые семьи похожи друг на друга], [каждая несчастливая семья несчастлива по-своему] (Л. Толстой) — [],[]. 2) [Чин следовал ему] — [он службу вдруг оставил] (А. Грибоедов) — [ ] — [ ]. Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложносочинённым предложениям с противительными союзами а, но. VI. Условно-временные (первое предложение указывает на время или на условие осуществления того, о чём говорится во втором): 1) [Любишь кататься] — [люби и саночки возить] (пословица) — [ ] — [ ]. 2) [Увидишься с Горьким] — [поговори с ним] (А. Чехов) -[]-[]. Такие предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с придаточными условия или времени. VII. Следствия (второе предложение называет следствие того, о чём говорится в первом): [Мелкий дождик сеет с утра] — [выйти невозможно] (И. Тургенев) — [ ] ^ТТ |
Цели: 1) познакомить учащихся с понятием вида глагола; 2) научить различать совершенный и несовершенный вид глагола; 3) дать понятие о парных по виду и непарных по виду глаголах; 4) научить использовать глаголы совершенного и несовершенного вида в речи. |
М. Ю. Лермонтов — поэт, писатель, драматург. Он родился в Москве, в семье офицера. Детство будущего поэта было омрачено ранней смертью матери и постоянной тяжбой между бабушкой и отцом. Тяжелые впечатления детства наложили отпечаток на характер юноши, способствовали формированию натуры с повышенными эмоциональными реакциями. Уже в детские годы у Лермонтова проявилась такая черта характера как мечтательность, склонность к фантазии. Предметом его пристального внимания становится природа. В образах природы будущий поэт ищет и находит соответствия своим душевным переживаниям. Особую роль в развитии Лермонтова-поэта сыграли поездки на Кавказ, пробуждавшие его поэтическое вдохновение:... |
Одноро́дные чле́ны предложе́ния — главные или второстепенные члены предложения, связанные в нём с одной и той же словоформой и выполняющие одну и ту же синтаксическую функцию. |
ЯВЛЕНИЕ 4 Чацкий, Репетилов (вбегает с крыльца, при самом входе падает со всех ног и поспешно оправляется). Репетилов Тьфу! оплошал. - Ах, мой Создатель! Дай протереть глаза; откудова? приятель!.. Сердечный друг! Любезный друг! Mon cher! * Вот фарсы * мне как часто были петы, Что пустомеля я, что глуп, что суевер, Что у меня на все предчувствия, приметы; Сейчас... растолковать прошу, Как будто знал, сюда спешу, Хвать, об порог задел ногою И растянулся во весь рост. Пожалуй, смейся надо мною, Что Репетилов врет, что Репетилов прост, А у меня к тебе влеченье, род недуга, Любовь какая-то и страсть, Готов я душу прозакласть, Что в мире не найдешь себе такого друга, Такого верного, ей-ей; Пускай лишусь жены, детей, Оставлен буду целым светом, Пускай умру на месте этом, Да разразит меня Господь... |
ЯВЛЕНИЕ 3 Чацкий, потом Молчалин. Чацкий Ах! Софья! Неужли Молчалин избран ей! А чем не муж? Ума в нем только мало; Но чтоб иметь детей, Кому ума недоставало? Услужлив, скромненький, в лице румянец есть. (Входит Молчалин.) Вон он на цыпочках, и не богат словами; Какою ворожбой умел к ней в сердце влезть! (Обращается к нему.) |
Горе от ума Комедия в четырех действиях в стихах ДЕЙСТВУЮЩИЕ: Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте Софья Павловна, его дочь. Лизанька, служанка. Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме. Александр Андреевич Чацкий. Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич. Наталья Дмитриевна, молодая дама, Платон Михаилович, муж ее, - Горичи. Князь Тугоуховский и Княгиня, жена его, с шестью дочерями. Графиня бабушка, Графиня внучка, - Хрюмины. Антон Антонович Загорецкий. Старуха Хлестова, свояченица Фамусова. Г.N. Г.D. Репетилов. Петрушка и несколько говорящих слуг. Множество гостей всякого разбора и их лакеев при разъезде. Официанты Фамусова. |
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Павел Афанасьевич Фамусов — управляющий в казенном месте. Софья — его дочь. Лизанька — служанка. Алексей Степанович Молчалин — секретарь Фамусова, живет у него в доме. Александр Андреевич Чацкий. Сергей Сергеевич Скалозуб— полковник. Наталья Дмитриевна, Платон Михайлович, ее муж - Горичи Князь Тугоуховский. Княгиня, жена его, с шестью дочерьми. Графиня-бабушка, Графиня-внучка - Хрюмины Антон Антонович Загорецкий. Старуха Хлестова — свояченица Фамусова. Г. Н. Г. Д. Репетилов. Петрушка и несколько слуг. Действие происходит в московском доме Фамусова. |
Тема: И.А.Крылов. Лебедь, Щука и Рак. Цели: Донести юмор и иронию басни; научить находить мораль - поучения в произведений, работать над выразительным чтением. Разрабатывать внимание, интерес, память. Воспитание дружбры, мира и согласия. Методы обучения: наглядный, проктический. Оборудование: портрет, И.А.Крылова, иллюстраций к басне. Ход урока:.... |
1.Человек трудом велик. 2. Славен человек не словами , славен делами. 3. Родина славит тех , кто трудится для всех. |
Урок русского языка в 9-м классе "Тире в бессоюзном сложном предложении" Цели урока: 1. Образовательные: усвоение всеми учащимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; повторение случаев постановки тире в простом предложении; 2. Развивающие: формировать у детей положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей, навыков сотрудничества. 3. Воспитательные: воспитание уважения к уроку и предмету в целом; воспитание взаимоуважения. |
Урок-обзор по теме: "Пусть душа останется чиста!" (по лирике Н.Рубцова) Тема: "Пусть душа останется чиста!”. Задачи урока: • вызвать интерес у учащихся к творчеству Н. Рубцова и желание совершенствовать свой читательский вкус; • расширить представление учащихся о поэтическом мироощущении поэта; Оформление урока: • портрет Н. Рубцова; • иллюстрация памятника В. Клыкова поэту Н. Рубцову; • "Вологодские просторы”– иллюстрированный материал о природе; • звуковое оформление: стихи, переложенные на музыку "В горнице”, "Букет”. Эпиграф: И счастлива, пока на свете белом. Горит, горит звезда моих полей… |
Русский язык Программа А.В. Поляковой 1-й класс На узнавание твердости/мягкости согласных звуков и способов их обозначения Работа 1 волк, день, люди, белка, моржи, весна, май Порядок работы Слова записываются на доске. Грамматические задания 1. Запиши слова, в которых есть только твердые согласные звуки. 2. Запиши слова с мягкими согласными звуками. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкость согласных. Запиши мягкие согласные звуки ([д’], [ ], [ ]). На выявление умения делить слова на слоги Работа 2 Шарик, следы, чайка, огонь, деньки, малина, Ира Порядок работы Слова записываются на доске. |
1. Разомлев от ласк одноклассника, Танечка позволила перевести себя в горизонтальное положение и легла спиной на густую траву. При этом она успела заметить, что ручка ковшика Большой Медведицы находится под углом 35 градусов к горизонту. Когда одноклассник, со словами "видишь, а ты боялась", наконец, оторвался от девушки, она опять смогла определить, что ручка ковшика Большой Медведицы перешла на угол 15 градусов к горизонту. Сколько времени Танечка находилась в горизонтальном положении? |
Урок русского языка по теме: Совершенный и несовершенный вид глагола . 4-й класс Цели урока: 1. Познакомить с понятиями совершенный и несовершенный вид глагола. 2. Развивать чутье к русскому языку. 3. Работать над развитием речи учащихся. |
Урок литературы в 9-м классе по роману И.С. Тургенева Жанр произведения"Отцы и дети"."Базаров и его родители" Задача урока: воспитание чувства долга у детей по отношению к своим родителям. Цель урока: выявление отношения Евгения Базарова к матери и отцу. Оборудование урока: эпиграфы к уроку на доске: Базаров — человек реального, полезного дела. Д.И. Писарев Тревожится о сыне постоянно Святой любви великая раба. Р. Гамзатов Поклонись до земли своей матери И отцу до земли поклонись... |
Укажите местоимение в предложении. Вам не видать таких сражений! (М. Лермонтов). 1. Первое слово. 2. Второе слово. 3. Третье слово. 4. Четвёртое слово. 5. Пятое слово. 300. Каким общим грамматическим значением обладают местоимения? 1. Значение предметности. 2. Значение признака. 3. Значение указательности. |
Михаил Юрьевич Лермонтов. "Герой нашего времени". Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой 30-х годов XIX века, временем реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания. Эмоциональную характеристику этой эпохе Лермонтов дает в стихотворении "Дума". Поэтому "герой нашего времени" - это герой 30-х годов. Противостояние Печорина и общественной среды выявляется не в сюжете романа, а в виде "проекции" на внутренний мир героя, хотя события романа основаны на реально-историческом контексте. Поэтому "Герой нашего времени" считается в русской литературе первым социально-психологическим романом. |
Тема:"Сказка, как Иван-царевич Змея Горыныча победил" Действующие лица: Мальчик; Автор; 1 режиссер; 2 режиссер; 3 режиссер. Музыкальное оформление: темы песен «Ах вы, сени, мои сени», «Дубинушка» в исполнении оркестра народных инструментов. Мальчик: Да, интересные сказки! А какие чудеса: ковер-самолет, скатерть-самобранка! Ну, это-то уже реальность, а вот огонь Змея Горыныча – это непонятно! Автор: Что тебе непонятно? Мальчик: Вы кто? Автор: Я – автор этой сказки. Мальчик: Разве так бывает, чтобы в сказке сам автор был? Автор: А в сказках и не такое бывает. Так что же тебе непонятно? Мальчик: Огонь Змея Горыныча! Вот ковер-самолет – это понятно, самолет и сейчас так называется, скатерть–самобранка – тоже не очень-то чудо. |
Условий света свергнув бремя, Как он, отстав от суеты, С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий охлажденный ум, — так рассказывает А. С. Пушкин о своем знакомстве с Евгением Онегиным, героем романа, превращенным в живого человека силой поэтического таланта автора. |
Урок литературы в 9-м классе по роману И.С. Тургенева Жанр произведения"Отцы и дети"."Базаров и его родители" Задача урока: воспитание чувства долга у детей по отношению к своим родителям. Цель урока: выявление отношения Евгения Базарова к матери и отцу. Оборудование урока: эпиграфы к уроку на доске: Базаров — человек реального, полезного дела. Д.И. Писарев Тревожится о сыне постоянно Святой любви великая раба. Р. Гамзатов Поклонись до земли своей матери И отцу до земли поклонись... |
Урок русского языка в 4-м классе "Однородные члены предложения" Тип урока: закрепление пройденного. Цели: систематизировать знания учащихся об однородных членах предложения развивать память, внимание, мышление и речь развивать навыки взаимоконтроля и самоконтроля Оборудование: карта самоконтроля, карточки с дифференцированным заданием по вариантам, Бакулина Г.А., Обухова Е.А. "Учусь с интересом!” Практический материал для учащихся по русскому языку. 4 класс. Киров, 2006, с. 34 №43. Ход урока 1. Орг. Момент. 2. Чистописание. - Прочитайте слова. Буква, которую будем писать на минутке чистописания, встречается во всех словах и обозначает согласный, глухой парный, твердый парный звук. |
Пословицы и поговорки о людях труда, о труде. |
Перевод некоторых фраз каз/рус, рус/каз. |
Возьмём пословицу «Работа не волк, в лес не убежит». На самом деле смысл поговорки вовсе не в том, чтобы отложить дела....... |
Урок русского языка 9 класс Тема: «Наш дар бессмертный – речь»: русские поэты о языке и речи . Основные методы: эвристическая беседа; коммуникативный; частично- поисковый. Оборудование: тексты известных русских поэтов о языке, портреты И.А. Бунина, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, А.А. Фета. |
Урок русского языка в 11 классе учителя- словесника МОУ Турмасовской СОШ Кадомцевой М.М. Тема урока: «Русский язык: история и современность ». Цели урока: 1. Познакомить обучающихся с историческими сведениями о языке, деятельностью учёных- лингвистов, проблемами развития и сохранения русского языка. |
Урок по русскому языку на тему: « Имя прилагательное. Закрепление» Цели: 1)Образовательная: научить уч-ся использовать и выделять в речи имена прилагательные, обобщить морфологические знания уч-ся об имени прилагательном как части речи. 2)Развивающая: развивать речь, мышление, внимание. Оборудование: учебник, компьютер, карточки со стих-ем, толковый словарь, магнитофон, дерево, облака, |
Урок литературы 2 класс Тема: . «Сказание о Белгородском киселе». Цели: 1. Показать, как отражены в летописи народные идеалы. 2. Уметь составлять рассказ по картине. 3. Вызвать интерес к историческому прошлому нашей Родины. |
ПОВЕСТЬ О САВВЕ ГРУДЦЫНЕ В 1606 г. в Ве ли ком Ус тю ге про жи вал один из вест ный и бо га тый че ло век. Зва ли его Фо ма Груд цын-Усов. Ког да в Рос сии на ча лись нес частья для всех пра вос лав ных хрис ти ан, он по ки нул свой Ве ли кий Ус тюг и по се лил ся в слав ном и царст вен ном го ро де Ка за ни - до Вол ги ли товс кие бес чинст ва не до ка ти лись. Там Фо ма про жил с же ной вплоть до прав ле ния бла го чес ти во го Ца ря и Ве ли ко го кня зя Ми ха ила Фе до ро ви ча. |
Денис Иванович Фонвизин "Бригадир" Действующие лица Бригадир; Иванушка, сын его; Бригадирша; Советник; Советница, жена его; Софья, дочь советничья; Добролюбов, любовник Софьи; Слуга советничий. Действие происходит в деревне советника, к которому, проезжая из Петербурга домой, заехал бригадир с женой и сыном. Действие первое |
Действие первое Явление I Гж. Простакова, рассматривая новый кафтан Митрофана, ругает Тришку за то, что тот обузил и испортил вещь. Она отправляет Еремеевну за портным, а Митрофана — за отцом. |
Урок русской литературы 9 класс Тема: Жизнь и творчество А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Тип: урок- игра I тур. Ведущий: Вопросы первого тура задаются в тестовой форме, оценивается не быстрота, а правильность ответа. Команды отмечают свой вариант ответа на листочке и возвращают его ведущему. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. |
Урок русского языка 4 класс. Тема «Предлог» Цели 1. Понятие предлога, как служебной части речи. 2. Раздельное написание предлога и приставки. 3. Отличие предлогов и приставок. Ход урока Оргмомент. Жил в лесу паучок, очень добрый старичок. Плел свою он паутину, Был для всех большой дружок. Не простой был паучок - Паучок наш был предлог. (На доске появляется паучок и под ним слово предлог.) 2. Актуализация знаний . |
Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже |
|
|
Урок литературы 4 класс Тема:Рассказ Джатаю- царя ястребов и его брата. Цели: Расширять кругозор учащихся. -Знакомство с новым произведение народов Индии. -Развивать речь, аналитические навыки, работать над выразительным и осознанным чтением. Умением определять идею произведении. -Воспитывать внимательность, интерес к познанию нового, чувства слопереживания. Тип: комбинированный Методы: словесный, частично- поисковый, творческий. Оборудование : хрестоматии, тетради , белые листы,карандаши. Ход урока. 1.Орг момент 1.Психологический настрой. 2. Речевая разминка. 2. Повторение пройденного . Что вы можете рассказать о царе Ушинаре? Какова основная мысль произхведения? В самые отдаленные времена, в эпоху войн, ненависти и кровопролития в людях жила идея добра, гуманности. послушайте строчки из Мухабхараты,, отрывок классического эпоса индийскогонарода, которое создавлось в течение огромного исторического периода до того как из устного народного творчесва было записано. ( Чтение строчек) Но знаешь ли ты, в чем добро вековое? Должны мы любить всех живых, всё живое, Ни в мыслях, ни в действиях зла не питая,- Вот истина вечная, правда святая. Все люди ко многим занятьям способны, но те лишь прекрасны, что сердцем беззлобны. 3. Работа по теме Продолжим знакомство с произведением индийского народа -чтение и анализ произведения. Выборочное чтение. 4. Творческая работа учащихся. В Махабхарате есть притча о том как бог справедливости Дхарма испытывал мудрость царя Юдхиштхиры. Ответы на вопросы по двум произведениям Сосатвьте кластер со словом лень Итог? Какая болезнь мешает умному человеку? |