Главная » Статьи |
Всего материалов в каталоге: 63 Показано материалов: 1-50 |
Страницы: 1 2 » |
Билл Гейтс (William Henry Gates III) – всем известный американский миллиардер, заработавший свое состояние на достижениях в области компьютерной техники. Он является основателем и владельцем самой крупной в мире транснациональной компании Майкрософт, занимающейся производством программного обеспечения (сокр. ПО) и вычислительной техники. |
Бессоюзное сложное предложение — это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов: [Привычка свыше нам дана]: [замена счастию она] (А. Пушкин).Смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных сложных предложениях выражаются по-разному. В союзных предложениях в их выражении принимают участие союзы, поэтому смысловые отношения здесь более определённые и чёткие. Например, союз так что выражает следствие, потому что — причину, если — условие, однако — противопоставление и т. д. В бессоюзном сложном предложении смысловые отношения между простыми предложениями выражены менее отчётливо, чем в союзном. По смысловым отношениям, а часто и по интонации одни бессоюзные сложные предложения ближе к сложносочинённым, другие — к сложноподчинённым. Однако часто одно и то же бессоюзное сложное предложение по смыслу можно сблизить и со сложносочинённым, и со сложноподчинённым предложением. Ср., например: Зажглись прожектора — вокруг стало светло; Зажглись прожектора, и вокруг стало светло; Когда зажглись прожектора, вокруг стало светло. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в устной речи интонацией, а на письме различными знаками препинания (см. раздел «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»). В бессоюзных сложных предложениях возможны следующие виды смысловых отношений между простыми предложениями (частями): I. Перечислительные (перечисляются какие-то факты, события, явления): [Я_ не видел вас целую неделю], [я не слышал вас долго] (А. Чехов) — [ ], [ ]. Такие бессоюзные сложные предложения сближаются со сложносочинёнными предложениями с соединительным союзом и. Как и синонимичные им сложносочинённые предложения, бессоюзные сложные предложения могут выражать значение 1) одновременности перечисляемых событий и 2) их последовательности. 1) \Bemep выл жалобно и тихо], [во тьме ржали кони], [из табора плыла нежная и страстная песня-думка] (М. Горький) -[], [],[]. зашевелились], [вспорхнула полусонная птичка] (В. Гаршин) — [],[]. Бессоюзные сложные предложения с перечислительными отношениями могут состоять из двух предложений, а могут включать три и более простых предложений. II. Причинные (второе предложение раскрывает причину того, о чём говорится в первом): [Я несчастлив]: [каждый день гости] (А. Чехов). Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложноподчинённым с придаточными причины. III. Пояснительные (второе предложение поясняет первое): 1) [Предметы теряли свою форму]: [всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу] (И. Гончаров) — 2) [Как все московские, ваш батюшка таков]: [желал бы зятя он с звездами да с чинами] (А. Грибоедов) — Такие бессоюзные предложения синонимичны предложениям с пояснительным союзом а именно. IV. Пояснительно-изъяснительные (второе предложение поясняет слово в первой части, которое имеет значение речи, мысли, чувства или восприятия, или слово, которое указывает на эти процессы: прислушался, взглянул, оглянулся и т. п.; во втором случае можно говорить о пропуске слов типа увидеть, услышать и т. п.): 1) [Настя во время рассказа вспомнила]: [у неё от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок варёной картошки] (М. Пришвин) — []:[]. 2) [Опомнилась, глядит Татьяна]: [медведя нет]... (А. Пушкин) — []:[]. Такие бессоюзные предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с изъяснительными придаточными (вспомнила, что...; глядит (и видит, что)...). V. Сопоставительно-противительные отношения (содержание второго предложения сопоставляется с содержанием первого или противопоставляется ему): 1) [Все счастливые семьи похожи друг на друга], [каждая несчастливая семья несчастлива по-своему] (Л. Толстой) — [],[]. 2) [Чин следовал ему] — [он службу вдруг оставил] (А. Грибоедов) — [ ] — [ ]. Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложносочинённым предложениям с противительными союзами а, но. VI. Условно-временные (первое предложение указывает на время или на условие осуществления того, о чём говорится во втором): 1) [Любишь кататься] — [люби и саночки возить] (пословица) — [ ] — [ ]. 2) [Увидишься с Горьким] — [поговори с ним] (А. Чехов) -[]-[]. Такие предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с придаточными условия или времени. VII. Следствия (второе предложение называет следствие того, о чём говорится в первом): [Мелкий дождик сеет с утра] — [выйти невозможно] (И. Тургенев) — [ ] ^ТТ |
Цели: 1) познакомить учащихся с понятием вида глагола; 2) научить различать совершенный и несовершенный вид глагола; 3) дать понятие о парных по виду и непарных по виду глаголах; 4) научить использовать глаголы совершенного и несовершенного вида в речи. |
Как выбрать зубную щетку? От того, какой зубной щеткой Вы будете чистить зубы (а также от того, как и сколько раз в день!), зависит то, возникнет у Вас кариес или нет. Зубная щетка предназначена, прежде всего, для механического удаления частичек пищи и зубного налета. Для удаления зубного камня имеются специальные зубные щетки с применением ультразвука. Кроме удаления зубного налета зубные щетки также оказывают массирующее действие на десны. |
Писатель Беимбет (Бимухамет) Жармагамбетович Майлин (15 ноября 1894, современный Таранский район Костанайской области — 10 ноября 1939) — казахский советский писатель, драматург, один из основоположников казахской советской литературы. Биография В 1911-1912 годах учился грамоте у аульного муллы в медресе Аргынбая-Хаджи, в 1913 году обучался в школе «Уазифа» в Троицке, в 1913-1915 годах — в медресе Галия в Уфе. В 1916-1922 годах БеимбетМайлин работал в родном ауле учителем. В 1923-1925 годах являлся сотрудником, редактором Кустанайской губернской газеты «Еңбекші қазақ». В 1926 году вступил в Компартию. В 1928-1932 годах работал литературным сотрудником, редактором газеты «Ауыл тілі», в 1932-1934 годах — заведующим отделом, редактором газеты «Социалистік Қазақстан», в 1934-1937 годах — редактором газеты «Қазақ әдебиеті». В 1937 году был репрессирован, посмертно реабилитирован в 1957 году. |
М. Ю. Лермонтов — поэт, писатель, драматург. Он родился в Москве, в семье офицера. Детство будущего поэта было омрачено ранней смертью матери и постоянной тяжбой между бабушкой и отцом. Тяжелые впечатления детства наложили отпечаток на характер юноши, способствовали формированию натуры с повышенными эмоциональными реакциями. Уже в детские годы у Лермонтова проявилась такая черта характера как мечтательность, склонность к фантазии. Предметом его пристального внимания становится природа. В образах природы будущий поэт ищет и находит соответствия своим душевным переживаниям. Особую роль в развитии Лермонтова-поэта сыграли поездки на Кавказ, пробуждавшие его поэтическое вдохновение:... |
Одноро́дные чле́ны предложе́ния — главные или второстепенные члены предложения, связанные в нём с одной и той же словоформой и выполняющие одну и ту же синтаксическую функцию. |
ЯВЛЕНИЕ 4 Чацкий, Репетилов (вбегает с крыльца, при самом входе падает со всех ног и поспешно оправляется). Репетилов Тьфу! оплошал. - Ах, мой Создатель! Дай протереть глаза; откудова? приятель!.. Сердечный друг! Любезный друг! Mon cher! * Вот фарсы * мне как часто были петы, Что пустомеля я, что глуп, что суевер, Что у меня на все предчувствия, приметы; Сейчас... растолковать прошу, Как будто знал, сюда спешу, Хвать, об порог задел ногою И растянулся во весь рост. Пожалуй, смейся надо мною, Что Репетилов врет, что Репетилов прост, А у меня к тебе влеченье, род недуга, Любовь какая-то и страсть, Готов я душу прозакласть, Что в мире не найдешь себе такого друга, Такого верного, ей-ей; Пускай лишусь жены, детей, Оставлен буду целым светом, Пускай умру на месте этом, Да разразит меня Господь... |
ЯВЛЕНИЕ 3 Чацкий, потом Молчалин. Чацкий Ах! Софья! Неужли Молчалин избран ей! А чем не муж? Ума в нем только мало; Но чтоб иметь детей, Кому ума недоставало? Услужлив, скромненький, в лице румянец есть. (Входит Молчалин.) Вон он на цыпочках, и не богат словами; Какою ворожбой умел к ней в сердце влезть! (Обращается к нему.) |
Горе от ума Комедия в четырех действиях в стихах ДЕЙСТВУЮЩИЕ: Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте Софья Павловна, его дочь. Лизанька, служанка. Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме. Александр Андреевич Чацкий. Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич. Наталья Дмитриевна, молодая дама, Платон Михаилович, муж ее, - Горичи. Князь Тугоуховский и Княгиня, жена его, с шестью дочерями. Графиня бабушка, Графиня внучка, - Хрюмины. Антон Антонович Загорецкий. Старуха Хлестова, свояченица Фамусова. Г.N. Г.D. Репетилов. Петрушка и несколько говорящих слуг. Множество гостей всякого разбора и их лакеев при разъезде. Официанты Фамусова. |
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Павел Афанасьевич Фамусов — управляющий в казенном месте. Софья — его дочь. Лизанька — служанка. Алексей Степанович Молчалин — секретарь Фамусова, живет у него в доме. Александр Андреевич Чацкий. Сергей Сергеевич Скалозуб— полковник. Наталья Дмитриевна, Платон Михайлович, ее муж - Горичи Князь Тугоуховский. Княгиня, жена его, с шестью дочерьми. Графиня-бабушка, Графиня-внучка - Хрюмины Антон Антонович Загорецкий. Старуха Хлестова — свояченица Фамусова. Г. Н. Г. Д. Репетилов. Петрушка и несколько слуг. Действие происходит в московском доме Фамусова. |
Тема: И.А.Крылов. Лебедь, Щука и Рак. Цели: Донести юмор и иронию басни; научить находить мораль - поучения в произведений, работать над выразительным чтением. Разрабатывать внимание, интерес, память. Воспитание дружбры, мира и согласия. Методы обучения: наглядный, проктический. Оборудование: портрет, И.А.Крылова, иллюстраций к басне. Ход урока:.... |
1.Человек трудом велик. 2. Славен человек не словами , славен делами. 3. Родина славит тех , кто трудится для всех. |
Таблицы позволяют осуществлять перевод физических величин - метрических, СИ, используемых в США и Великобритании. Во всех таблицах используется умножение. ДЛИНА Табл. 1. Метрическая система, соотношение единиц измерения длины Из В ангстрем (А) нанометр (nm, нм) микрон (mkm, мкм) Милиметр (mm) сантиметр (cm) дециметр (dm) метр (m) километр (km) |
Важное воспитательное значение имеет организация выставок, художественных работ школьников, конкурсов на лучшие рисунки. |
Компьютер – мясорубка для информации, Компьютер – это резонатор того интеллекта, с которым человек к нему обращается. В.Г.Кротов |
Содержание образования в средней школе построено на основе поочерёдного изучения биологических дисциплин. Они следуют друг за другом в порядке истории возникновения с сохранением их объектов и предметов в «первозданном» виде. При таком порядке нельзя переосмыслить предмет и систему понятий одних дисциплин после изучения других, которые появились на исторической сцене позднее. |
Урок русского языка в 9-м классе "Тире в бессоюзном сложном предложении" Цели урока: 1. Образовательные: усвоение всеми учащимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; повторение случаев постановки тире в простом предложении; 2. Развивающие: формировать у детей положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей, навыков сотрудничества. 3. Воспитательные: воспитание уважения к уроку и предмету в целом; воспитание взаимоуважения. |
Урок-обзор по теме: "Пусть душа останется чиста!" (по лирике Н.Рубцова) Тема: "Пусть душа останется чиста!”. Задачи урока: • вызвать интерес у учащихся к творчеству Н. Рубцова и желание совершенствовать свой читательский вкус; • расширить представление учащихся о поэтическом мироощущении поэта; Оформление урока: • портрет Н. Рубцова; • иллюстрация памятника В. Клыкова поэту Н. Рубцову; • "Вологодские просторы”– иллюстрированный материал о природе; • звуковое оформление: стихи, переложенные на музыку "В горнице”, "Букет”. Эпиграф: И счастлива, пока на свете белом. Горит, горит звезда моих полей… |
Русский язык Программа А.В. Поляковой 1-й класс На узнавание твердости/мягкости согласных звуков и способов их обозначения Работа 1 волк, день, люди, белка, моржи, весна, май Порядок работы Слова записываются на доске. Грамматические задания 1. Запиши слова, в которых есть только твердые согласные звуки. 2. Запиши слова с мягкими согласными звуками. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкость согласных. Запиши мягкие согласные звуки ([д’], [ ], [ ]). На выявление умения делить слова на слоги Работа 2 Шарик, следы, чайка, огонь, деньки, малина, Ира Порядок работы Слова записываются на доске. |
1. Разомлев от ласк одноклассника, Танечка позволила перевести себя в горизонтальное положение и легла спиной на густую траву. При этом она успела заметить, что ручка ковшика Большой Медведицы находится под углом 35 градусов к горизонту. Когда одноклассник, со словами "видишь, а ты боялась", наконец, оторвался от девушки, она опять смогла определить, что ручка ковшика Большой Медведицы перешла на угол 15 градусов к горизонту. Сколько времени Танечка находилась в горизонтальном положении? |
Урок трудового обучения во 2 классе по теме «Подарок маме» Цели урока: • развивать умения-навыки работы с бумагой и картоном, способами скрепления деталей в изделии; • развивать навыки аккуратности, обучать рациональным приёмам работы |
Урок русского языка по теме: Совершенный и несовершенный вид глагола . 4-й класс Цели урока: 1. Познакомить с понятиями совершенный и несовершенный вид глагола. 2. Развивать чутье к русскому языку. 3. Работать над развитием речи учащихся. |
Урок литературы в 9-м классе по роману И.С. Тургенева Жанр произведения"Отцы и дети"."Базаров и его родители" Задача урока: воспитание чувства долга у детей по отношению к своим родителям. Цель урока: выявление отношения Евгения Базарова к матери и отцу. Оборудование урока: эпиграфы к уроку на доске: Базаров — человек реального, полезного дела. Д.И. Писарев Тревожится о сыне постоянно Святой любви великая раба. Р. Гамзатов Поклонись до земли своей матери И отцу до земли поклонись... |
Укажите местоимение в предложении. Вам не видать таких сражений! (М. Лермонтов). 1. Первое слово. 2. Второе слово. 3. Третье слово. 4. Четвёртое слово. 5. Пятое слово. 300. Каким общим грамматическим значением обладают местоимения? 1. Значение предметности. 2. Значение признака. 3. Значение указательности. |
Завоевав природу человек "эволюционирует" в действительного "царя Вселенной". Посмотрим с другой стороны, и мы увидим, что в этом победоносном шествии к господству есть несомненные черты, указывающие больше на упадок, нежели на прогресс. Одной из черт нашего мира является дрессировка и укрощение разных животных. Сейчас в любом зоопарке или другом зверинце можно посмотреть на дрессированных животных, от грызуна-крысы, и кончая "царём пустыни" - львом. Но ведь это – не больше, чем исключения. Самым покорным диким зверям не доверяют: их держат взаперти, в клетках; каждый дрессировщик, входя к ним, имеет оружие, - и практика показывает, что не зря. Иногда бывает достаточно самого незначительного обстоятельства, чтобы дикая природа укрощённого зверя вырвалась наружу, и он показал свои зубы и когти. |
Михаил Юрьевич Лермонтов. "Герой нашего времени". Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой 30-х годов XIX века, временем реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания. Эмоциональную характеристику этой эпохе Лермонтов дает в стихотворении "Дума". Поэтому "герой нашего времени" - это герой 30-х годов. Противостояние Печорина и общественной среды выявляется не в сюжете романа, а в виде "проекции" на внутренний мир героя, хотя события романа основаны на реально-историческом контексте. Поэтому "Герой нашего времени" считается в русской литературе первым социально-психологическим романом. |
Классный час "Путешествие Здоровье" Цели: ознакомить ребят с гигиеническими правилами и способами ухода за кожей рук и зубами; научить приемам снятия напряжении глаз; пропагандировать здоровый образ жизни. Оборудование: мультимедийная установка, презентация; у каждого ребенка своя индивидуальная зубная щетка, паста; рисунок автобуса, памятка правил сохранения здоровых зубов. Классный час проводится в форме заочного путешествия. Вместе с детьми выбирается вид Приглашенные: зубной врач, Знайка, Бабушка – Загадушка (ими могут быть переодетые ученики или родители или дети более старшего возраста). Ход мероприятия 1. Актуализация знаний Учитель. |
Тема:"Сказка, как Иван-царевич Змея Горыныча победил" Действующие лица: Мальчик; Автор; 1 режиссер; 2 режиссер; 3 режиссер. Музыкальное оформление: темы песен «Ах вы, сени, мои сени», «Дубинушка» в исполнении оркестра народных инструментов. Мальчик: Да, интересные сказки! А какие чудеса: ковер-самолет, скатерть-самобранка! Ну, это-то уже реальность, а вот огонь Змея Горыныча – это непонятно! Автор: Что тебе непонятно? Мальчик: Вы кто? Автор: Я – автор этой сказки. Мальчик: Разве так бывает, чтобы в сказке сам автор был? Автор: А в сказках и не такое бывает. Так что же тебе непонятно? Мальчик: Огонь Змея Горыныча! Вот ковер-самолет – это понятно, самолет и сейчас так называется, скатерть–самобранка – тоже не очень-то чудо. |
Условий света свергнув бремя, Как он, отстав от суеты, С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий охлажденный ум, — так рассказывает А. С. Пушкин о своем знакомстве с Евгением Онегиным, героем романа, превращенным в живого человека силой поэтического таланта автора. |
ВСЕМ! ВСЕМ! ВСЕМ! Праздничное открытие Недели (в актовом зале) Ведущая Дорогие ребята! С 4 по 9 декабря в нашей школе проходит предметная неделя гуманитарного цикла. Принцесса: Предметная неделя – это скучно! Мы знаем всё! Ничем не удивить! Быть может, будет лучше, Предметную неделю отменить? Профессор: Как можно? Вы простите! |
Урок литературы в 9-м классе по роману И.С. Тургенева Жанр произведения"Отцы и дети"."Базаров и его родители" Задача урока: воспитание чувства долга у детей по отношению к своим родителям. Цель урока: выявление отношения Евгения Базарова к матери и отцу. Оборудование урока: эпиграфы к уроку на доске: Базаров — человек реального, полезного дела. Д.И. Писарев Тревожится о сыне постоянно Святой любви великая раба. Р. Гамзатов Поклонись до земли своей матери И отцу до земли поклонись... |
Урок русского языка в 4-м классе "Однородные члены предложения" Тип урока: закрепление пройденного. Цели: систематизировать знания учащихся об однородных членах предложения развивать память, внимание, мышление и речь развивать навыки взаимоконтроля и самоконтроля Оборудование: карта самоконтроля, карточки с дифференцированным заданием по вариантам, Бакулина Г.А., Обухова Е.А. "Учусь с интересом!” Практический материал для учащихся по русскому языку. 4 класс. Киров, 2006, с. 34 №43. Ход урока 1. Орг. Момент. 2. Чистописание. - Прочитайте слова. Буква, которую будем писать на минутке чистописания, встречается во всех словах и обозначает согласный, глухой парный, твердый парный звук. |
Пословицы и поговорки о людях труда, о труде. |
Лес гостеприимно встречает всех, кто ищет отдых в нем, но тем не менее, ему самому нужна помощь. Существуют люди, которые считают, что в лесу все разрешено: можно разводить костер, разбрасывать мусор, ломать деревья, топтать, рвать и уничтожать растительность. |
Введение. В наше время во всем мире атмосферный воздух загрязняется вредными веществами. К сожалению, человек сам создает себе то, что его убивает. Например, автомобиль, его выхлопные газы содержат свинец и другие, вредные для здоровья человека вещества. В больших количествах эти вещества осаждаются на землю возле автострад и шоссе. Нельзя собирать грибы, полезные травы, ягоды менее 100м. от дороги, т.к. все растения впитывают в себя ядовитые вещества. |
Медаль "Золотая звезда "Героя Советского Союза" учреждена 1 августа 1939 года. Учреждена в целях особого отличия граждан, удостоенных звания Героя Советского Союза и совершающих новые героические подвиги.Звание Героя Советского Союза являлось высшей степенью отличия и присваивалось за личные или коллективные заслуги перед Советским государством и обществом, связанные с совершением геройского подвига.Награждению подлежали лица, проявившие трудовой героизм, своей особо выдающейся новаторской деятельностью внесли значительный вклад в повышение эффективности общественного производства, содействовали подъему народного хозяйства, науки, культуры, росту могущества и славы СССР. |
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА любое нежелательное изменение состава земной атмосферы в результате поступления в нее различных газов, водяного пара и твердых частиц (под воздействием природных процессов или в результате деятельности человека). |
Перевод некоторых фраз каз/рус, рус/каз. |
Рост человека может быть увеличен на несколько сантиметров(до 5) без всяких тяжелых хирургических операций. Только за счет исправления осанки, устранения кривизны позвоночника и развития его гибкости. Добиться этого можно обычными упражнениями на растяжение спинных мышц. |
Возьмём пословицу «Работа не волк, в лес не убежит». На самом деле смысл поговорки вовсе не в том, чтобы отложить дела....... |
Урок русского языка 9 класс Тема: «Наш дар бессмертный – речь»: русские поэты о языке и речи . Основные методы: эвристическая беседа; коммуникативный; частично- поисковый. Оборудование: тексты известных русских поэтов о языке, портреты И.А. Бунина, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, А.А. Фета. |
Урок русского языка в 11 классе учителя- словесника МОУ Турмасовской СОШ Кадомцевой М.М. Тема урока: «Русский язык: история и современность ». Цели урока: 1. Познакомить обучающихся с историческими сведениями о языке, деятельностью учёных- лингвистов, проблемами развития и сохранения русского языка. |
Урок по русскому языку на тему: « Имя прилагательное. Закрепление» Цели: 1)Образовательная: научить уч-ся использовать и выделять в речи имена прилагательные, обобщить морфологические знания уч-ся об имени прилагательном как части речи. 2)Развивающая: развивать речь, мышление, внимание. Оборудование: учебник, компьютер, карточки со стих-ем, толковый словарь, магнитофон, дерево, облака, |
Урок литературы 2 класс Тема: . «Сказание о Белгородском киселе». Цели: 1. Показать, как отражены в летописи народные идеалы. 2. Уметь составлять рассказ по картине. 3. Вызвать интерес к историческому прошлому нашей Родины. |
Урок математики "Сложение и вычитание многозначных чисел. Закрепление знаний нумерации чисел" Цели урока: 1. Познакомить обучающихся с приёмами письменного сложения и вычитания многозначных чисел. 2. Закреплять знание нумерации многозначных чисел, умение сравнивать многозначные числа. 3. Способствовать расширению кругозора, развитию внимания, мышления. Оборудование: наглядность, запись чисел. Ход урока |
Урок математики во 2-м классе по теме: "Таблица умножения и деления на 7" Цели: изучение таблицы умножения и деления на 7; рассмотрение взаимосвязи между компонентами и результатами деления; закрепление знаний о порядке действий в выражениях со скобками; развитие памяти, внимания, речи, мышления учащихся. Оборудование: учебник математики Л.Г. Петерсон, 2 класс, урок 15; набор арифметических знаков действий для игры "Живые знаки”, схемы к буквенным выражениям (№ 6, страница 39); блок-схема к игре "Вычислительная машина”. Ход урока I. Организационный момент. - Сегодня на уроке мы продолжим нашу работу по составлению таблицы умножения и деления, повторим порядок действий в выражениях. II. Постановка учебной задачи. 1. Актуализация знаний. Задания на развитие памяти, речи. - Повторите по порядку слова, которые я назову: "I множитель, II множитель, произведение, делимое, делитель, частное”. - Компоненты каких действий я назвала? (Умножения и деления). - Что вы знаете об этих действиях? (Это операции, обратные друг другу). - Какое свойство умножения мы уже выучили? (Переместительное). - Запишите его в обобщенном виде (а х в = в х а). - Что значит увеличить число в несколько раз? - Что значит уменьшить число в несколько раз? 2. Математический диктант. Цель: проверить знание таблицы умножения и деления на 2-6. 1). Первый множитель 7, второй – 3. Найти произведение. 2). 20 уменьшить в 5 раз. 3). Чему равно делимое, если частное 2, а делитель 7? 4). Делимое 28, делитель 4. Найти частное. 5). Число 8 взять 3 раза. 6). 6 увеличить в 7 раз. 7). Найти произведение чисел 5 и 7. 21, 4, 14, 7, 24, 42, 35 т е н о а к р - Расположите полученные числа в порядке убывания. - Какое слово получилось? (Кратное) - Какие числа называются кратными? - Назовите числа, кратные 7. - Какие числа оказались лишними? (24 и 4). - Почему? (Они не кратны 7). 3. Постановка проблемы. - А все ли здесь числа, кратные 7? (Нет). - Что нам может помочь найти их? (Таблица умножения). - Какова же наша задача? (Составить таблицу умножения и деления на 7). III. Учебные действия. 1. Ритмический счет через 7. (7, 14, 21, 28, 35, 42, 49, 56, 63, 70) 2. Заполнение таблицы №1 в учебнике. а) 1 столбик – самостоятельно; б) по строчкам – с комментированием - Какие закономерности увидели? - Как изменяется произведение с увеличением одного из множителей? (Увеличивается на 7). - Что происходит с частным, если увеличивается делимое? (Увеличивается на 1). - Назовите кратные 7, записанные в таблице. (49, 56, 63). - Какое кратное отсутствует? (70) - Какое число кратно одновременно 7 и 8? (56). Итак, мы составили таблицу умножения и деления на 7. В чем теперь заключается наша задача? Для чего нам необходимо знание таблицы? IV. Первичное закрепление. - Будем учить табличные случаи умножения и деления на 7, решая примеры, задачи и уравнения. (Все задания дети выполняют с проговариванием в громкой речи). 1. Игра "Вычислительная машина” - № 4, страница 38. - Что представляет собой данный алгоритм? (Разветвляющийся алгоритм). - От чего зависит значение а? 2. Решение задачи № 7, страница 39. 3. Решение уравнений № 10 (1,2), страница 39. V. Самостоятельная работа с проверкой в классе. Решение уравнений № 10 (3,4), страница 39. VI. Повторение. - Повторим порядок выполнения действий в выражениях. 1. № 6 (а, б). а) а х в – с: d + k х m б) а х (в – с): d + k х m - Рассмотрите выражения. Чем они интересны? Чем отличаются? Одинакова ли будет программа действий? - Составьте программу действий. (Игра "Живые знаки”). а). 1. а х в б) 1. в - с 2. с: d 2. а х 1 3. k х m 3. 2: d 4. 1 – 2 4. k х m 5. 4 + 3 5. 3 + 4 2. Найдите значение числового выражения (самостоятельно): 48: 8 + 7 х (56: 8) – 6 х 7 VII. Итог урока. - Что нового узнали на уроке? - Какие задания были самыми интересными? - Что было самым главным на уроке? VIII. Домашнее задание. Выучить таблицу умножения на 7, № 8, страница 39, придумать буквенное выражение в несколько действий и составить программу. |