Главная » Статьи » Школьные статьи » История |
Медаль "Золотая звезда "Героя Советского Союза" учреждена 1 августа 1939 года. Учреждена в целях особого отличия граждан, удостоенных звания Героя Советского Союза и совершающих новые героические подвиги.Звание Героя Советского Союза являлось высшей степенью отличия и присваивалось за личные или коллективные заслуги перед Советским государством и обществом, связанные с совершением геройского подвига.Награждению подлежали лица, проявившие трудовой героизм, своей особо выдающейся новаторской деятельностью внесли значительный вклад в повышение эффективности общественного производства, содействовали подъему народного хозяйства, науки, культуры, росту могущества и славы СССР. Герою Советского Союза вручались: высшая награда СССР - орден Ленина; знак особого отличия - медаль "Золотая Звезда"; грамота Президиума Верховного Совета СССР. Звание Героя Советского Союза - являлось высшей степенью отличия советского периода, самое почетное звание в советской наградной иерархии. Медаль "За отвагу" Учреждена 17 октября 1938 года. Награждению подлежали: военнослужащие Советской Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск и другие граждане СССР, за личное мужество и отвагу, проявленные при защите социалистического Отечества и исполнении воинского долга. Допускалось награждение лиц, не являющихся гражданами СССР. Медаль "За отвагу" - вторая, после медали "ХХ лет РККА", по времени учреждения в СССР. Медаль "За отвагу" является высшей советской медалью и располагается при ношении перед остальными медалями (подобно ордену Ленина в системе советских орденов). Поскольку медалью награждались за личный подвиг, то награждался ею, в основном, рядовой и сержантский состав, реже младшие офицеры. Старшие офицеры и генералитет практически не награждались медалью "За отвагу". Носится на левой стороне груди и при наличии орденов и других медалей СССР располагается после орденов. Орден Отечественной войны Орден Отечественной войны учрежден 20 мая 1942 года. Состоит из двух степеней: I и II степени. Высшей степенью ордена является I степень. Награждению подлежали лица рядового и начальствующего состава Красной Армии, Военно-Морского Флота, войск НКВД и партизанских отрядов, проявившие в боях за Советскую Родину храбрость, стойкость и мужество, а также военнослужащие, которые своими действиями способствовали успеху боевых операций наших войск. Награждение орденом Отечественной войны может быть повторяемо за новые подвиги и отличия. Орден Отечественной войны - первая награда, появившаяся в годы Великой Отечественной войны. Также это первый советский орден, имевший разделение на степени. В течение 35 лет орден Отечественной войны оставался единственным советским орденом, передававшимся семье как память после смерти награжденного (остальные ордена необходимо было возвращать государству). Лишь в 1977 году порядок оставления в семье распространили на остальные ордена и медали. Орден Отечественной войны I степени носится награжденным на правой стороне груди и располагается после ордена Александра Невского. Орден Отечественной войны II степени носится на правой стороне груди и располагается после ордена Отечественной войны I степени. Орден Славы Орден Славы был учрежден 8 ноября 1943 года. Состоит из трех степеней: I, II и III степени. Высшей степенью ордена является I степень. Награждение производится последовательно: сначала третьей, затем второй и, наконец, первой степенью. Награждению подлежали лица рядового и сержантского состава Красной Армии, а в авиации и лица, имеющие звание младшего лейтенанта, проявившие в боях за Советскую Родину славные подвиги храбрости, мужества и бесстрашия. Награжденные орденами Славы всех трех степеней удостаиваются права на присвоение воинского звания: рядовые, ефрейторы и сержанты - старшины; имеющие звания старшины - младшего лейтенанта; младшие лейтенанты в авиации - лейтенанта. Орден Славы был учрежден в один день с орденом "Победа". Основной особенностью данного ордена является то, что это единственное боевое отличие, предназначенное для награждения исключительно солдат и сержантов (в авиации также и младших лейтенантов). Цвета ленты ордена Славы повторяют расцветку ленты российского имперского ордена Святого Георгия, что в сталинские времена было по меньшей мере неожиданным. Орден Славы носится на левой стороне груди и при наличии других орденов СССР располагается после ордена "Знак Почета" в порядке старшинства степеней. Орден "Победа" Орден "Победа" учрежден 8 ноября 1943 года. Он является высшим военным орденом СССР. Этот полководческий орден был учрежден одновременно с солдатским орденом Славы. Награждению подлежали лица высшего командного состава Красной Армии за успешное проведение таких боевых операций в масштабе одного или нескольких фронтов, в результате которых в корне меняется обстановка в пользу Красной Армии. Для награжденных орденом "Победа" учреждалась, в знак особого отличия, мемориальная доска, для внесения в нее имен кавалеров ордена "Победа". Мемориальная доска устанавливалась в Большом Кремлевском дворце. Орден "Победа" - единственный из советских орденов, изготовлявшийся не на монетном дворе, а на Московской ювелирно-часовой фабрике.Орден "Победа" носится на левой стороне груди на 12-14 см выше пояса. Цель: воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны. Ведущий. В мае 1945 года миллионы людей во всем мире с огромным ликованием встретили волнующую весть о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии и победоносном окончании войны в Европе. Великая Отечественная война (1941 - 1945г.), навязанная Советскому Союзу германским фашизмом, продолжалась 1418 дней и ночей, она была са-мой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины. Фашистские варвары разрушили и сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, уничтожили 84 тысячи школ, лишили крова 25 миллионов человек и причинили нашей стране колоссальный материальный ущерб. Ученица. Они накинулись, неистовы, Могильным холодом грозя, Но есть такое слово "выстоять", Когда и выстоять нельзя, И есть душа - она все вытерпит, И есть земля - она одна, Большая, добрая, сердитая, Как кровь тепла и солона. И. Эренбург Ведущий. Наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным врагом, совершив подвиги, длившиеся четыре огненных года. - Как вы понимаете слово - "подвиг"? Учащиеся рассуждают. Ведущий. Подвиг - это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью. Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы. Почти вся Западная Европа лежала под кованной пятой немецко-фашистских захватчиков, когда фашистская Германия мощь своих танков, са-молетов, орудий и снарядов обрушила на наше государство. И нужно было быть очень сильным народом, иметь стальной характер, обладать великой нравственной силой, чтобы противостоять врагу, побороть его несметные силы. В памяти народа навечно остались 29 трагических дней, не покорившихся врагу защитников Брестской крепости, 250 дней героической обороны Севастополя, 900 дней блокадного Ленинграда, давшему миру непревзойденные образцы стойкости человеческого духа, 103 дня великой битвы под Москвой, 201 день насмерть стоявшего Сталинграда и 50 дней сражения на Курской дуге. Звучит 7-я симфония Шостаковича. На фоне музыки ученик читает стихотворение Р. Рождественского. Разве для смерти рождаются дети, Родина? Разве хотела ты нашей смерти, Родина? Пламя ударило в небо - ты помнишь, Родина? Тихо сказала: "Вставайте на помощь…" Родина? Мы от свинцовых розг Падали в снег с разбега, Но - поднимались в рост Звонкие, как победа! Как продолжение дня, Шли тяжело и мощно… Можно убить меня, Нас убить невозможно! Ведущий. Весь народ поднялся на защиту Родины. Двадцать семь миллионов человеческих жизней унесла война. Фашизм не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей. Ученик. Вспомним их поименно… Горем вспомним своим! Это нужно не мертвым Это нужно живым! Живая газета (монтаж) Иван Иванович Иванов совершил один из первых воздушных таранов в Отечественной войне. Виктор Талалихин совершил первый воздушный таран в ночном небе Москвы. Николай Гастелло точно вывел свой горящий бомбардировщик на скопление вражеских танков и машин. Людмила Павличенко - снайпер, она уничтожила более 100 захватчиков. А.К. Горобец один вступил в бой с двадцатью фашистскими самолетами, девять из них сбил. А.Ф. Наумов ворвался в глубину обороны гитлеровцев. Его танк был подбит. Испробовав все попытки взять танкистов живыми, фашисты облили танк бензином и подожгли. Их подвиг сродни подвигу матросов крейсера "Варяг". М.П. Девятаев захватил с группой военнопленных в концентрационном лагере немецкий самолет и благополучно приземлился в расположении наших войск. Мусса Джалиль (Залилов) - замечательный писатель, погиб в концлагере от рук фашистских палачей. Ю.В. Смирнов не выдал своих товарищей, распят на досках блиндажа. Федор Полетаев Летом 1942, оказавшись вместе со своей частью в окружении, взят в плен. Бежал из плена в 1944 и сражался в итальянском партизанском движении под именем Поэтан. Погиб в бою. Он является единственным иностранцем, награжденным Золотой медалью высшей и очень почетной наградой итальянского Сопротивления. Солдату, награжденному этой медалью, в Италии генерал первым обязан отдавать честь. За подвиги в годы войны четверо наших земляков - ямальцев получили звание героя Советского Союза это Александр Евстафьевич Звягин, Николай Васильевич Архангенский, Иван Васильевич Корольков, Анатолий Михайлович Зверев. Александр Евстафьевич Звягин - летчик. Он совершил 153 успешных вылета. Николай Васильевич Архангенский то же летчик. Он сделал более 220 вылетов. 14 января 1945 г. он погиб при выполнении боевого задания. Иван Васильевич Корольков - боевой подвиг совершил в 1943 г. при форсировании Днепра. После окончания войны вел большую педагогическую деятельность. Анатолий Михайлович Зверев добровольцем ушел на фронт. Он погиб в 1944 г. в боях на берегах западной Двины. Звание героя Советского Союза ему было присвоено посмертно. Запомните их имена (все вместе). Ведущий. А сколько было безымянных героев, которые навсегда остались лежать на огневых рубежах! Ученик. "Солдат становится героем" - статья фронтового журналиста Евгения Кригера. "Судьбу человека на войне во многом определяет именно первый бой. Плохо, если первый бой сложится неудачно, это может на долгое время лишить человека уверенности в своих силах, воля его будет надломлена ожиданием второй неудачи. Георгию Токареву не повезло. В первом бою он пережил гибель самолета, близость смерти и мучительное чувство обиды. Двадцатилетний юноша из летной школы атаковал знающих, умелых убийц, громивших города Польши, Франции, Бельгии, Греции. Он бился отчаянно, и его все-таки сбили. Ему удалось спастись, выбраться из кабины горящего самолета, высвободить парашют. Токарев не дал обиде свалить себя, он сохранил главное - мужество. Первое поражение он сделал для себя школой. Он выверил каждое свое движение в том первом бою. Он искал ошибки и нашел все до одной. Творцом событий в бою должен быть он сам, летчик Георгий Токарев. Не ждать решения врага, а первому решать, стать хозяином боя с первой минуты. И когда враг почувствует это, он будет побежден. Сержант Токарев учился в боях. В бою против двух "мессеров" над истерзанным Сталинградом ему понадобилось целых 30 минут, чтобы сбить одного из них, но все же он сбил его! Над Курском Георгий Токарев участвовал в бою против пятисот вражеских самолетов и увидел тогда, как выглядит настоящий разгром неприятельской воздушной армады. Но тогда он был уже лейтенантом. К тому времени он уже сбил в одиночных и групповых боях одиннадцать фашистских самолетов. В июне бывший сержант уже командовал эскадрильей. Вот почему ему не стыдно было рассказывать о том, что в первом бою его сбили. Одиннадцать раз он уже успел рассчитаться за свою первую обиду". Ученик. Фронтовой корреспондент Евгений Кригер в статье "Двадцать восемь русских пушек" рассказывает, как дрались наши солдаты. Июль 1943 г. Курская дуга. Солдаты Рокоссовского. Вот один из них сидит рядом со мной после невероятного, непонятного мне боя. Ему всего 19 лет. Зовут Гаврилов Николай Степанович. Несмотря на страшную усталость, открыто и весело встречает ваш взгляд и с готовностью старается объяснить то непонятное, кажущееся непомерным для человеческих сил, для человеческой воли, что только что сделал он и его товарищи". Такой он маленький и такая чистота в его глазах, с такой пылкой преднамеренностью он отзывается о своих командирах и товарищах, что хочется назвать его Коленькой, как сына. Лицо его и щеки и уши в ссадинах и царапинах с запекшейся кровью. Смерть прикасалась к нему осколками вражеских снарядов, но не справилась и ушла. Что произошло там, в бою? Какой-то участок нашего фронта оказался обнаженным. Пехота к нему не поспела. Остались одни артиллеристы. После боевой обработки на уязвимый участок лавиной двинулись фашистские танки. Много их было, десятки содрогалась земля. Наши орудия открыли огонь. Танки горели, за ними выдвигались новые и новые, били из пушек по нашим орудиям. Наконец, Коля Гаврилов с ужасом увидел, что остался возле орудия один. Его товарищи тяжело ранены или убиты. Что он должен делать маленький, хрупкий юноша? Коля решил стрелять из подбитого орудия, один за всех, за истекающих кровью друзей, за убитого командира. Он действовал их волей, их солдатской стойкой ненавистью к врагу. Он стрелял без прицела - прицельное приспособление было сорвано. Смотрел прямо в ка-нал ствола, стараясь забрать в это темное круглое поле тушу идущего на него танка. Трудно одному стрелять из пушки, которую в бою обслуживают шесть человек. Шестой снаряд был для танка смертельным. Танк издыхал в жадном воющем пламени, и так как другие наши орудия еще стреляли и делали свое дело, то фашистские танки отпрянули от страшного места, повернули в строну, уходя от гибели. Тогда только он спустился в ровик, где стонали батарейцы Сальков и Волынкин, пытаясь перевязать их, но тут новый снаряд поднял пушку на воздух и Колю взрывной волной швырнуло на землю. Оглушенный, окровавленный, изнемогающий, он один дотащил двух товарищей до медсанбата. Только потом он узнал, что наши артиллеристы, и сам он в том числе, на опасном, обнаженном участке длинной в шесть километров отбили атаку трехсот фашистских танков. Представляю себя, каким собранным, напряженным и яростным был юноша-артиллерист, спасавший положение на своей огневой позиции, мстивший за своего командира и своих старших товарищей. Но я видел его бесконечно добрым и нежным. Слабая улыбка теплилась на его лице. Да он победил! Ярость и нежность. Гнев, но не злоба. Беспощадность к напавшим, но снисходительность к пленным. Разящим врага, но спасающим из огня его детей. Стойким в тяжелом бою, в неблагоприятной обстановке, бесконечно трудолюбивым в титанических условиях, какие требовал от бойцов фронт в каж-дый из дней войны. Такими были наши солдаты на войне. И, прежде всего, они были людьми, убежденными в своей правоте, в святости дела, за которое они шли на смерть". Далее... Разработка классного часа на тему: "О красоте и мужестве" (Для учащихся 13 — 14 лет) Все разработки рассчитаны на 2 — 3 классных часа. Задачи: формировать представление учащихся о долге, мужестве, героизме как слагаемых красоты человека; вызвать чувство восхищения и гордости подвигами, совершенными советскими людьми в годы войны и в мирное время; показать роль самовоспитания в формировании нравственной стойкости, мужественности, чувства долга и ответственности перед обществом, вызвать стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность, нравственную красоту Ход подготовки: 1. Задания учащимся. а) подберите русские народные сказки, былины, пословицы и поговорки, воспевающие красоту и мужество героев, и подумайте над вопросами: в чем видит народ красоту человека? Какие поступки людей определяются как героические, мужественные? Согласны ли вы с представлениями русского народа о красоте и мужестве, раскрывающимися в устном народном творчестве? б) приведите высказывания о мужестве, которые вам наиболее близки, и объясните, что определило ваш выбор (см: Золотые россыпи О тебе, человек: Мысли, афоризмы, народная мудрость Одесса, 1968, Симфония разума. Афоризмы и изречения отечественных и зарубежных авторов М, 1980), в) подберите репродукции картин на тему: «Прекрасны подвиги в бою, прекрасны подвиги в труде» и принесите их на классный час. Готовьтесь высказать свое впечатление о картинах и ответить на вопросы: чем прекрасны люди, изображенные на картинах? Какими художественными средствами отражены в картинах мужество, стойкость советских людей? Какие чувства вызывает у вас то или иное произведение?г) прочитайте книги о мужественных людях, их героических делах (см.: Дети города-героя. Л., 1974; Мальков В. Северное сияние: Повесть. М., 1977; Медаль за бой, медаль за труд. М., 1970; Морозова В., Человек трудом славен: Очерки. М., 1981).2. Провести обзор сочинений учащихся, написанных на уроках русского языка и литературы по темам: «Моя любимая книга о мужестве», «С чего начинается Родина?» и др.3. Двум-трем учащимся подготовить сообщения о детях — героях Великой Отечественной войны.4. Двум-трем учащимся подготовить выступления о героических поступках учеников в наши дни.5. Предложить учащимся высказать свое мнение по следующим вопросам: каких людей вы считаете героями? Ваше понимание героического поступка? Можно ли честное исполнение своего долга считать подвигом? Обязательно ли подвиг связан с риском для жизни? Что значит «быть мужественным»? Применимо ли это понятие к женщинам? Подвиг — это вспышка отваги, случайность или результат всей жизни?6. Написать плакаты (по выбору): «Дерзайте отчизну мужеством прославить!»М. В. Ломоносов. «Мужество воспитывается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям».Н. А. Островский. «... герой — это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества».Ю. Фучик. «Самое трудное — мужество повседневного труда. Найди себе идеал этого мужества и постоянно следуй ему».В. А. Сухомлинский.План-конспект беседы:1. Мое представление о красоте мужественного человека.Учитель: На протяжении всей многовековой истории нашей Родины народ превыше всего ценил верность Отечеству, мужество и отвагу героев, борющихся за торжество добра и справедливости. В устном народном творчестве отразились представления об идеале прекрасного человека. Каковы же они? Вспомните русские былины, героические сказки...Выступления учащихся. Они рассказывают, как в борьбе со злом простой крестьянский сын, даже и не самый лучший среди своих братьев, становится писаным красавцем, так как он проявил мужество, отвагу, находчивость и смелость, ловкость и хитрость. Красота героя — в его скромности, доброте, в бескорыстном служении народу, в готовности в любую минуту пожертвовать своей жизнью ради счастья людей.Учитель: Приведите понравившиеся вам высказывания о мужестве, героизме. Сравните их со следующими:«Возможность для подвига существует в жизни каждого человека. Но героические поступки не совершают случайно. К ним идут через поступки на первый взгляд незначительные, через ту самую повседневность, которая временами становится самым трудным испытанием» (Г. Т. Береговой, летчик-космонавт СССР). «Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, — все равно в чем, — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости и смелости» (А. С. Макаренко).Учащиеся обсуждают вопросы, предложенные им ранее. Зачитываются отрывки из сочинений ребят, предлагаются жизненные ситуации, задания и вопросы к ним.2. Жить — Родине служить.Учитель: История нашей Родины знает много беспримерных подвигов в годы Великой Отечественной войны и в мирное время. Мужество, стойкость, духовную красоту проявляли не только взрослые, но и дети. «Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта, — писал из действующей армии в 1941 г. А. Гайдар. — И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига».Выступления учащихся. Они рассказывают о подвигах учеников в годы Великой Отечественной войны.Учитель: У некоторых ребят подвиг связывается с физической силой, отвагой, мужеством, которые можно проявить только в боях и сраженьях. Но разве подвиг — это только бесшабашная храбрость? Можно ли совершить мужественный поступок в мирное время? Выступления учащихся. Литературная композиция. Учащиеся читают «Балладу о раненом поле» из документальной драмы «Спроси себя ...» (о Михаиле Морозе).3. Готовься подвиг вдохновенный совершить!Учитель: Высшее проявление красоты человека выражается в заботе о процветании своей Родины, в готовности в любую минуту встать на ее защиту. Любить Родину — значит гордиться ее достижениями, быть полезным своему народу, бороться со всем, что мешает нам жить. От того, какими интересами живет человек, как участвует в решении пусть даже маленьких, но общественно ценных задач, зависит готовность к подвигу. Подумайте и ответьте на вопросы: как можно готовить себя к подвигу? В каких ситуациях вам приходилось проявлять смелость, мужество? Как вы развиваете свою волю, целеустремленность, смелость? В чем проявляется ваша любовь к Родине?В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости и политической зрелости. «Смелость и мужество — эти нравственные и волевые черты, — писал В. А. Сухомлинский, — необходимы каждому человеку не только в исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни, в труде». Мужество, воля к победе, честность и добросовестность — все эти высокие нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с леностью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем, строящим прекрасную, светлую жизнь. В заключение беседы учитель знакомит школьников с законами воспитания мужества по книге В. А. Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека» (Киев, 1975, с. 150). План дальнейшей работы: 1. Провести беседу «Спорт — это мужество и сила духа». 2. Организовать просмотр фильмов о ВОВ. 3. Подготовить «Час поэзии» на тему: «Строка, оборванная пулей». О стихах поэтов, погибших в годы войны. (См.: Строка, оборванная пулей. М., 1976). Классный час "Дети-герои Великой Отечественной войны" Долгова Валентина Николаевна, учитель английского языка Статья отнесена к разделу: Внеклассная работа, Классное руководство Оборудование: Музыка – Шостакович «Симфония №7» (Ленинградская) Портреты пионеров – героев Гвоздики Книги о героях . Ход урока Во время Великой Отечественной войны, когда родину захватили враги, стали устанавливать свои порядки, диктовать как жить, убивать грабить, сжигать жилище, угонять в плен на чужбину, все как один встали на защиту своей страны. Среди тех, кто защищал Родину, было очень много детей. Мы хотим напомнить вам их имена: - Леня Голиков - Марат Казей - Витя Коробков - Валя Котик - Зина Портнова - Толя Шумов - Боря Цариков- Люся Герасименко - Володя Щербацевич - Вася Коробко - Шура Кобер - Витя Хоменко - Вася Шишковский- Володя Дубинин и многие другие. Люся Герасименко Она не спускала под откос вражеские цистерны с горючим, не стреляла в гитлеровцев. Она была еще маленькой. Звали ее Люся Герасименко. Но все, что она делала, приближало день нашей победы над фашистскими захватчиками.. Люся стала незаменимым помощником подпольщиками. Выполняла разные поручения: то относила листовки или медикаменты в условное место, то передала донесения, то расклеивала листовки на столбах заборов, стенах домов. Все просто и в то же время сложно. Один неосторожный шаг, - и смерть. От гитлеровцев пощады не ожидай… Однажды в октябре шепотом передали: в центральном сквере немцы партизан повесили. Один совсем мальчик. Это был Водя Щербацевич. Его повесили вместе с матерью, она лечила военнопленных, а затем вместе с сыном переправляла их к партизан. Выдал предатель. Люся была осторожной, находчивой, смелой. Так шел день за днем …, пока провокатор не выдал немцем их семью. Это случилось 26 декабря 1942 года. Одиннадцатилетнюю девочку расстреляли фашисты. Володя Щербацевич Юля упомянула имя Володи Щербацевича. Я хочу немного рассказать о его жизни.Он жил в Минске. Его отец погиб в финскую войну. Мама была врач. Когда пришли фашисты, они выхаживали раненых бойцов и переправляли к партизанам. Несколько раз Володя был ранен. Ему помогали его друзья.Однажды, по поддельным документам, они вывезли целый грузовик с военно-пленными к партизанам. Освобождение военнопленных было для всех главной задачей. В сентябре внезапно начались облавы, а в домах минчах скрывалось еще много раненых, бежавших из плена… Их выдал свой, он был предателем. Арестовали Володю полицаи. Допросы, пытки. Болит все тело, знобит, нет сил подняться с холодного каменного пола. Но он ничего не рассказал фашистам. 26 октября 1941 года гитлеровцы повесили Володю и его маму. Но не одного дня фашисты не чувствовали себя хозяевами в Минске. Гремели взрывы, выстрелы – то бились с захватчиками герои – подпольщики. Все, что стало известно о юном патриоте Володе Щербацевиче – результат долгого и настойчивого труда поисковой группы «Подвиг» из школы № 30 г. Минска. Витя Хоменко и Шура Кобер Украина. Николаев – портовый город. Фашисты развесили приказы: - за появление на улице после 10 вечера – расстрел. - за хранение оружия – расстрел. - за укрывание военнопленных – расстрел. - за помощь партизанам - Расстрел. - за хранение радиоприемника – расстрел. Однажды он встретил свою учительницу, она привела его к руководителю подпольной организации «Николаевский центр». Там он встретил Шуру Кобера, они стали друзьями. Им поручили быть связными.У Вити отец - участник гражданской войны – умер от старых ран в 1927 году, когда ему был 1 год. Мать воспитывала детей однаДотошный, смышленый он, хорошо знал немецкий язык. Витя приносил много ценных сведений. Которые выбалтывали немецкие офицеры.Однажды оборвалась связь с Москвой испортился подпольный радио - датчик. Друзей послали до линии фронта с секретными донесениями. Дорога туда, не одна сотня километров. Дошли. Были переправлены самолётом в Москву.Обратно вернулись с радисткой. Там в центре, в штабе партизанского движения они научились читать карту. Стрелять по цели, прыгать с парашютом.Однажды к ним в подпольную организацию пробрался предатель, провокаторов. Холодной ноябрьской ночью 1942 года Шуру арестовали.5 декабря 1942 года 8 взрослых и 2 ребят были повешены на базарной площади города. Имя Вити носит 5 школ, Шуры – 12. Они награждены орденами Отечественной войны 1ой степени посмертно. В сквере стоит памятник - светлый и простой. Он построен на средства собранные школьниками всей Украины. Я расскажу вам о Толе Шумове.Он жил в Подмосковье, в деревне Осташево. Каждое утро вместе со своими друзьями Витей Вишняковым, Володей Колядовым, Юрой Сухневым уходил Толя на строительство военной дороги. Он записался с друзьями в добровольческий истребительный батальон. Ребята учились стрелять из винтовки, пулемета, бросать гранат, маскироваться, ходить по компасу. Фронт всё ближе подступал к Москве, шли тяжелые бои, недалеко от деревни шёл бой. Ребята «дали друг другу клятву: «Мы будем защищать свою Родину от фашистов до последней капли крови. Если кто из нас попадется в руки врагов, даже смерть не заставит нас выдать друг друга и своих товарищей. Наше дело правое. Врач будет разбит. Победа будет за нами». Истребительный батальон оборонял левый берег реки Рузы. Двое суток шел бой. Позже их зачисляют разведчики.Толя Шумов с группой партизан минирует дороги, взрывает склады боеприпасов, выводит из строя телефонную связь.30 ноября 1941 года полицай Кириллин и целый отряд гестаповцев поймали разведчика по дороге из села. По снегу далеко не убежишь. До леса далеко. Эсесовцы долго пытали его, требую сказать, где расположен партизанский отряд, явки. В отряде тревога; выдержит ли мальчик. Если провалится хоть одна явка или начнутся аресты, значит, не выдержал. Ни один фашист не подошёл к отряду, ни одна явка не провалилась, не выдал партизан, выдержал! За смелость и мужество в борьбе с фашистами, разведчик Толя Шумов награжден посмертно награждён орденом Ленина. Одному из кораблей военно-морского флота присвоена имя Толи Шумова. Список героев можно долго продолжать. Мы рассказали вам о нескольких ребятах. Они были нашими ровесниками. Кто-то постарше кто-то одногодки. Их жизнь, их подвиг, их человеческие качества всегда будут для нас примером. Ребята кладут гвоздики к портретам героев Слава – героем. Слава – освободителям Стран от вражеского ига! Мы всегда будем помнить о вас! | |
Просмотров: 2136 | |
Всего комментариев: 0 | |