Главная » Статьи » Школьные статьи » Русский язык и литература |
М. Ю. Лермонтов — поэт, писатель, драматург. Он родился в Москве, в семье офицера. Детство будущего поэта было омрачено ранней смертью матери и постоянной тяжбой между бабушкой и отцом. Тяжелые впечатления детства наложили отпечаток на характер юноши, способствовали формированию натуры с повышенными эмоциональными реакциями. Уже в детские годы у Лермонтова проявилась такая черта характера как мечтательность, склонность к фантазии. Предметом его пристального внимания становится природа. В образах природы будущий поэт ищет и находит соответствия своим душевным переживаниям. Особую роль в развитии Лермонтова-поэта сыграли поездки на Кавказ, пробуждавшие его поэтическое вдохновение: Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое, Вы носили меня на своих одичалых хребтах; Облаками меня одевали; Вы к небу меня приучили, И я с той поры все мечтаю о вас да о небе... Так писал 16-летний Лермонтов. Одна из ранних поэм Лермонтова — \"Кавказский пленник\" (1828). Она написана под сильным влиянием А. С. Пушкина. Вместе с тем, эта поэма —своеобразный этап в овладении молодым поэтом основами мастерства. Лермонтов переделывает сюжет пушкинского \"Кавказского пленника\", уже совсем иную функцию выполняет в поэме образ природы. Отличительным свойством лермонтовского пейзажа становится его слитность с миром чувств лирического героя. Природа наделяется теми же, что и герои, качествами и приметами. В романтическом мире раннего Лермонтова человек и природа равновелики. Этот мотив будет впоследствии плодотворно развит в позднем творчестве Лермонтова и, прежде всего, в его поэме \"Мцыри\". Лермонтов не подражал, не копировал, а усваивал в опыте Пушкина и других поэтов, своих предшественников то, что могло способствовать выражению его собственной творческой индивидуальности. В В Петербурге Лермонтов
знакомится с текстом комедии А. С. Грибоедова \"Горе от ума\",
которая оказала большое влияние на впечатлительного поэта. Тогда и было
задумано им драматическое произведение, содержащее резкую критику современных
нравов. В В январе Особенно поразила его старая Военно-Грузинская дорога своими красотами и многочисленными легендами и преданиями, ей посвященными. Предания эти были известны ему с детства. Теперь они восстановились в памяти и соединились с впечатлениями от роскошной природы Кавказа. Так зародилась мысль поэта перенести действие поэмы \"Демон\" на Кавказ. Встреча на Кавказе с членами декабристского общества оказала большое влияние на Лермонтова. Он возвращается в Петербург другим человеком. Его юношеская веселость уступает место тоске и даже отчаянию. Поэт сравнивает свободолюбивых людей, встреченных им на Кавказе, с людьми своего круга, грядущее которых \"иль пусто иль темно\". Поколение 30-х гг. изображает Лермонтов в \"Думе\", единственном лирическом произведении, написанном им по возвращении с Кавказа. Кавказские впечатления нашли отражение и в окончательном варианте поэмы \"Демон\" (1838), и в романе \"Герой нашего времени\". В конце 30-х гг. Лермонтов начинает сотрудничество с \"Отечественными записками\", журналом, где печатает повести \"Бэла\" и \"Фаталист\", впоследствии вошедшие в роман \"Герой нашего времени\". Известность, пришедшая к Лермонтову в конце 30-х гг., не радует его. Поэта раздражает то, что он \"входит в моду\". Его положение во многом напоминает положение Пушкина в придворных кругах. Свет недолюбливал Лермонтова за его дерзость, острую наблюдательность и независимость. Лермонтов осознавал это и предчувствовал, что настанет время, когда его \"будут преследовать клеветами\". Образ \"героя времени\", получивший воплощение в лирической стихии лермонтовской поэзии, в романе \"Герой нашего времени\" (1839) раскрывается не только психологически. Роман Лермонтова это его попытка дать анализ состояния современного общества, исследовать ту нравственную атмосферу, в которой зреют ростки новой жизни. Лермонтов предоставляет читателю возможность изучить различные стороны жизни в их соотношении с судьбой отдельного человека, а судьбу человека рассмотреть на фоне общественно-исторических обстоятельств. Лермонтов-психоолог исследует процессы духовного искажения личности средой, обращая внимание на определяющие, переломные в жизни героев моменты. Это касается и образов простых, естественных людей — Казбича, Бэлы, Максима Максимыча, и \"честных контрабандистов\"; и людей печоринского круга — Грушницкого, Вернера, Мери. Создавая психологический портрет Печорина, рисуя процесс внутреннего ожесточения героя, Лермонтов одновременно создает образ \"простого человека\" — Максима Максимыча — доброго, искреннего, преданного Печорину всей душой. Перед читателем развертывается трагедия человека, своим поведением оправдывающего безнравственные поступки Печорина. Исследование личности Печорина в \"дневниковых\" главах романа построено по принципу взаимохарактеристики персонажей. Грушницкий и Вернер — герои, не только имеющие свою собственную судьбу и характер, но и своеобразные \"зеркальные\" отражения личности Печорина. Лермонтовский Печорин познает самого себя, изучая и познавая личность других людей. Образ Печорина раскрывается не только в действии, поступках, но и в описании внешности героя. Лермонтов создает удивительно богатый психологическим рисунком портрет внешности Печорина. Портрет героя создается не только выразительными, но и изобразительными средствами. В описании движений Печорина, его фигуры, выражения глаз чувствуется взгляд Лермонтова — художника, прекрасно владевшего кистью. Композиция романа играет важнейшую роль в формировании художественного замысла Лермонтова. В дневнике Печорина перед нами исповедь героя, дающая объяснение многим поступкам его. Хронологическая последовательность событий в сюжете романа заменяется психологической последовательностью \"узнавания\" героя читателем. В романе \"Герой нашего времени\" соединился глубокий психологический анализ напряженной духовной жизни отдельной личности с аналитическим изображением эпохи конца 30-х гг., периода нравственных потерь и общественных разочарований. За дуэль с де Барантом и за непозволительные стихи (\"Первое января\") Лермонтов вторично был сослан на Кавказ. В то время как поэт вел жизнь,
полную приключений и тревог, в Петербурге готовились к изданию его сочинения —
28 лирических пьес, выбранных самим поэтом (1840). Лермонтов страстно мечтает
уйти в отставку и заняться литературной деятельностью. Но судьба распорядилась
иначе. Трагически нелепая случайность (дуэль с Н. Мартыновым) оборвала жизнь
поэта 15 июня | |
Просмотров: 1538 | | |
Всего комментариев: 0 | |