Урок русского языка 9 класс Тема: "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"
Цели урока: повторить правила, регулирующие выбор и постановку знаков в бессоюзном сложном предложении, а также закрепить навыки определения вида сложного предложения и грамматических основ, узнать стилистические особенности бессоюзного сложного предложения. План урока:
II. Определение бессоюзного сложного предложения (теория). III. Знаки в бессоюзном сложном предложении (правила). IV. Отработка правил, выполнение тренировочных упражнений V. Подведение итогов, задание на дом. ХОД УРОКА Вид связиВид сложного предложенияПримеры
Проверяем домашнее задание. II.
Продолжаем тему "Знаки в сложных предложениях”. Тема сегодняшнего занятия – знаки в бессоюзном сложном предложении. Дадим определение бессоюзного сложного предложения и запишем его. Бессоюзным называется сложное предложение, части которого связаны бессоюзной связью. - Какие знаки ставятся между частями БСП? - Чем определяется выбор знаков? (Соотношением частей БСП). Запятая и точка с запятой ставятся в том случае, когда части равноправны, то есть не зависят одна от другой. Запишем два предложения и сравним их: В глазах у меня потемнело, голова закружилась (Лермонтов). Я шел медленно: мне было грустно. (Лермонтов) Выделите основы (потемнело; голова закружилась; Я шел, было грустно) - Как соотносятся части в этих предложениях? В первом примере обе части равноправны – между ними можно поставить союз и – получится ССП). Во втором примере вторая часть подчинена первой, от которой мы и задаем вопрос: Я шел медленно - почему? Мне было грустно) Обобщение: запятая ставится в случае, когда обе части равноправны. - Когда же мы ставим точку с запятой? Запишем предложение и рассмотрим этот пример: Дубовые кусты разрослись по склонам оврага, около родника зеленеет короткая бархатная трава, солнечные лучи никогда не касаются его холодной, серебристой влаги (Т.) - Сколько частей в предложении? (три части). Третья часть предложения распространена и осложнена однородными членами предложения. Кроме того, смысловая связь между 1 –2 и 3 частью менее тесная. Вывод: Точка с запятой ставится в случае, когда одна из частей осложнена, сильно распространена или имеет слабую смысловую часть с другими частями. III. А теперь вспомним случаи постановки двоеточия и тире в БСП. Рассмотрим пример: Я знал его: мы странствовали с ним в горах востока и тоску изгнанья делили дружно. - Как соотносятся части? Они равноправны? Первая часть содержит законченную мысль? Нет. Оно неполное без второй части. Т.о. вторая часть выполняет вспомогательную функцию: оно поясняет первую часть: Я знал его, а именно: мы странствовали с ним… Еще пример. Мне снилось: я шел по широкой голой степи… (Т.) Какие отношения между частями? (Вторая часть подчинена первой – она ее дополняет) - Какой союз можно поставить между частями? Мне снилось, что я…. Т.о. наше БСП превращается в СПП. Запишем еще один пример: На том берегу небо было залито багровой краской: восходила луна.(Ч.) - В какой части БСП содержится основная информация? Какую функцию выполняет вторая часть? (Указывает на причину) Небо было залито – почему?- восходила луна. Сделаем вывод: в каких случаях в БСП между частями ставится двоеточие? - Когда вторая часть поясняет первую. - Когда вторая часть указывает на причину того, о чем идет речь в первой. - Когда вторая часть дополняет первую часть. Тире между частями БСП. Рассмотрим следующие примеры: Вы улыбнетесь – мне отрада (Пушкин) Лес рубят – щепки летят.(Пословица) Слово молвит – соловей поет. (Пословица) (Предложения, в которых стоит тире, как правило, более короткие и более выразительные.) - В какой части предложения содержится основная информация? (Во второй части: мне отрада, щепки летят, соловей поет). Во всех примерах первая часть выступает в роли придаточного предложения: Мне отрада – при каком условии? – если вы улыбнетесь. Щепки летят – когда? – когда лес рубят. Слово молвит, точно соловей поет (идет сравнение). Рассмотрим еще пример. Чин следовал ему – он службе вдруг оставил (Грибоедов) Части противопоставлены (Чин следовал ему, а он…) И последний случай постановки тире. Хвалы приманчивы - как их не пожелать? (Крылов) Вторая часть заключает в себе вывод, следствие того, о чем говорится в первом предложении. Делаем вывод: Тире ставится в БСП в случае, если: - Первая часть указывает на условие или время (Если, когда) - Части сравниваются - Части противопоставляются - Вторая часть содержит вывод, следствие. !Обратите внимание на стилистические особенности БСП. Бессоюзная связь усиливает выразительность фразы. БСП свойственны эмоциональная напряженность и динамичность, живость, легкость, простота, изящество и экспрессия: За мной гнались – я духом не смутился (Лермонтов) Равнина была пустынна и печальна – сжималось сердце (Лермонтов) Я знал: удар судьбы меня не обойдет (Лермонтов) Сказала что-то я – он начал хохотать (Грибоедов) Он засмеется – все хохочут. Нахмурит брови – все молчат (Пушкин) И я закрыл глаза и смутно чувствовал – все сон, непонятный сон (Бунин) Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить (Тютчев) Назовите автора последнего предложения? Запишем его и расставим знаки. Объясните их постановку. Подчеркните основы предложений. IV.
Сделаем упражнение на закрепление правил. V. Вопросы для повторения:
Какие предложения называются бессоюзными сложными? Какие знаки ставятся между частями бессоюзного сложного предложения? От чего зависит выбор знака в бессоюзном сложном предложении? Домашнее задание:
- Повторить тему "Знаки в бессоюзном сложном предложении”.
|