Понедельник, 29.04.2024, 16:39
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Школьные статьи » Русский язык и литература

Урок русского языка в 9-м классе "Тире в бессоюзном сложном предложении"
Урок русского языка в 9-м классе "Тире в бессоюзном сложном предложении" Цели урока: 1. Образовательные: усвоение всеми учащимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; повторение случаев постановки тире в простом предложении; 2. Развивающие: формировать у детей положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей, навыков сотрудничества. 3. Воспитательные: воспитание уважения к уроку и предмету в целом; воспитание взаимоуважения. Оборудование урока: • экран, • ноутбук, • проектор, • CD диск с презентацией по теме урока, • индивидуальные карточки с выполненным домашним заданием, • плакаты, • выполненные дома группами учеников для объяснения нового материала, • тетради, • учебник "Русский язык. 9 класс” (авторы С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др.) – М., "Просвещение”,2006. Ход урока 1.Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. - А сейчас давайте вспомним тему, которую мы изучили на предыдущем уроке. (Постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении). - Ребята, в каких случаях ставится двоеточие в бессоюзном сложном предложении? (Дети отвечают). - Каждый из вас выполнял домашнюю работу на карточке, давайте проверим. Карточка с домашним заданием (знаки не проставлены): 1. Я доверяю любящим они великодушны. 2. Предметы потеряли свою форму всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу. 3. Я знаю в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. 4. Я смотрю на часы мы точно выполняем расчёты штурмана. 5. Мир строит война разрушает. 6. Однако пора спать уже без четверти шесть. 7. Погода была ужасная мокрый снег падал хлопьями. - Прочитайте предложения, где двоеточие ставится потому, что вторая часть имеет значение причины; затем предложения, где вторая часть имеет значение пояснения; и предложения, в которых вторая часть имеет значение изъяснения. (Дети отвечают). - Ребята, какое предложение вызвало затруднения? (Мир строит – война разрушает). - Верно, это предложение лишнее, в нём нельзя поставить двоеточие. Оно относится к теме сегодняшнего урока. Открываем тетради, записываем число и тему урока. - Кто попробует сформулировать цель нашего урока? (Ученики отвечают). 3. Повторение темы "Постановка тире в простом предложении”. - Ребята, какую тему следует повторить, прежде чем перейти к новой? (Постановка тире в простом предложении). -Я обращаю ваше внимание на экран: читаем предложение, объясняем правило. (Слайд №2 в презентации): 1. Человеком стать – большое искусство. (Новалис) 2. Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать. (К.Боуви) 3. "Сказка – воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном”, - утверждал К.Паустовский. 4. Небольшая вежливость делает жизнь приятной, большая – облагораживает её. (К.Боуви) 5. Жить – Родине служить. 6. Ни праздник, ни воскресную прогулку – ничего нельзя откладывать. (Дети работают устно). - Ребята, прокомментируйте понравившееся вам высказывание. - Итак, применяя правило постановки тире, в первую очередь определяем структуру предложения. 4. Объяснение нового материала. - Сегодня у нас не совсем обычный урок. Вы, ребята, выступите в роли учителя, объясняющего классу новую тему. Для этого вы самостоятельно изучали параграф учебника, объединившись в группы. Каждая группа представляет одно положение правила. ( Ученики каждой группы выходят к доске и объясняют тему, используя подготовленные плакаты, выполненные в виде таблицы, опорного конспекта, схемы. Примеры для подтверждения теории и затем для закрепления материала учащиеся выбирали из разных источников: сборника текстов для изложений, художественной литературы, справочника Д.Розенталя ). 1 группа: В бессоюзном сложном предложении ставится тире, когда первая часть имеет значение времени или условия. Например: Наконец, пробила слеза – мы очнулись. Примеры выбирали из сборника текстов для проведения экзамена по русскому языку за курс основной школы. 2 группа: В бессоюзном сложном предложении ставится тире, если вторая часть имеет значение следствия, результата. Например: Говорят, нынче новая эра – устарели отцы для примера. Примеры взяли из произведений писателей г.Кыштыма. 3 группа: В бессоюзном сложном предложении ставится тире, если содержание первой части противопоставляется содержанию второй части, например: Труд человека кормит – лень портит. В качестве примеров использовали пословицы и поговорки. 4 группа: Тире также ставится, если в бессоюзном сложном предложении выражена быстрая смена событий. Например: Сыр выпал – с ним была плутовка такова. Кроме того, мы поработали со справочником Д.Розенталя и хотим добавить ещё один пункт: Тире ставится, когда содержание второй части сравнивается с содержанием первой части, например: Молвит слово – соловей поёт. Примеры искали в художественной литературе. - Ребята, я обобщу сказанное вами. Внимание на экран. (Учитель работает со слайдом №3 "Тире в БСП”). - Итак, тире в бессоюзном сложном предложении ставится, когда первая часть имеет значение времени или условия. Скажите, каким сложным предложениям синонимичны бессоюзные предложения в данном случае? (Такие БСП синонимичны СПП с придаточными времени или условия). - Тире в бессоюзном сложном предложении ставится, когда вторая часть имеет значение следствия, результата. В этом случае они синонимичны…? (В этом случае они синонимичны СПП с придаточными следствия). - Тире в БСП ставится, если вторая часть имеет значение сравнения. Такие БСП синонимичны…? (Такие БСП синонимичны СПП с придаточными сравнения). - Тире ставится, если в предложении есть противопоставление. Они синонимичны…? (Они синонимичны ССП с противительными союзами). - В БСП ставится тире, если в предложении выражена быстрая смена событий. - Давайте вернёмся к предложению из домашней работы и объясним постановку тире в нём. 5. Закрепление изученного. 1. Упражнение № 232 (учебник) – комментированное письмо. 2. Тест (устно) – слайды № 4,5,6,7,8 (презентация). Слайд №4: Если в БСП содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго, то между ними ставится: • Запятая • Точка с запятой • Двоеточие • Тире • Точка; Слайд №5: Узнаешь меня – перестанешь бояться. • Время • Следствие • Условие • Противопоставление • Быстрая смена событий; Слайд №6: Если в БСП первое предложение указывает на время действия того, о чём говорится во втором предложении, то между ними ставится: • Запятая • Точка с запятой • Двоеточие • Тире • Точка; Слайд №7: Служить бы рад – прислуживаться тошно. • Время • Следствие • Условие • Противопоставление • Быстрая смена событий; Слайд №8: Если в БСП второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом, между ними ставится: • Запятая • Точка с запятой • Двоеточие • Тире • Точка. 3. Каждая группа подобрала примеры для закрепления материала: учащиеся диктуют предложения классу, класс объясняет. 6. Проверочная работа (срез знаний). Цифровой диктант. У каждого ученика карточка с таблицей, которую нужно заполнить. Условие / время Следствие, результат Противопоставление Быстрая смена событий Сравнение Учитель диктует предложения, ученики вписывают в таблицу только номера предложений. 1. Делаю добро – чувствую себя хорошо. Поступаю плохо – чувствую себя плохо. 2. Наблюдайте за вашим телом – ум будет работать правильно. 3. Хочешь добиться уважения – начинай с себя. 4. Хочешь преуспеть – догоняй тех, кто впереди. 5. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. 6. Идёт – лебёдушка плывёт. 7. Распахнули окна – запах сосен вступил на веранду. 8. Лето припасает – зима поедает. 9. Совесть потеряешь – другой не купишь. 10. Посмотрит – рублём подарит. - Обменяйтесь карточками в парах, проверьте работу одноклассника. - А теперь смотрим на экран, сверяем с правильными ответами (слайд №9). 7. Самостоятельная работа. Расстановка знаков препинания в БСП из теста ЕГЭ (слайд № 10, знаки не проставлены): Сильный ветер внезапно загудел в вышине деревья забушевали крупные капли дождя резко застучали и зашлёпали по листьям сверкнула молния гроза разразилась. - Самопроверка (слайд №11). 8. Сообщение заранее подготовленной ученицы "Частотность употребления двоеточия и тире в современной печати и в художественной литературе”. Я просмотрела несколько газет, журналов с целью сравнить употребление двоеточия и тире. Как выяснилось, чаще отдаётся предпочтение тире, чем двоеточию. Ту же картину я увидела. Читая произведения художественной литературы, особенно стихотворения. Вероятно, это объясняется тем, что тире требует длительной паузы, а это помогает пишущему привлечь внимание читателя, сделать акцент на важных вопросах, противопоставить явления. В процентном соотношении получилось приблизительно так: 70% - постановка тире, 30% - постановка двоеточия (слайд №12). Так что можно сделать вывод, что тире – модный знак сегодня. Тем не менее мы должны в первую очередь ориентироваться на правила, которые изучили. 9. Рефлексия. Итоги урока. - Ребята, напишите о ваших впечатлениях об уроке в виде синквейна или небольшого эссе. Прочитайте. (Ученики зачитывают несколько работ). 10. Домашнее задание. 1. Теория параграфа №17; 2. Выписать из художественной литературы 5-7 предложений на разные случаи постановки тире в БСП.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Eko (22.03.2011)
Просмотров: 11757 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.5/10
Всего комментариев: 1
#1трпа   (15.03.2012 19:55)
0
дбгльнтом
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]