Главная » Статьи » Школьные статьи » Русский язык и литература |
Урок литературы в 9-м классе по роману И.С. Тургенева Жанр произведения"Отцы и дети"."Базаров и его родители"
Урок литературы в 9-м классе по роману И.С. Тургенева Жанр произведения"Отцы и дети"."Базаров и его родители" Задача урока: воспитание чувства долга у детей по отношению к своим родителям. Цель урока: выявление отношения Евгения Базарова к матери и отцу. Оборудование урока: эпиграфы к уроку на доске: Базаров — человек реального, полезного дела. Д.И. Писарев Тревожится о сыне постоянно Святой любви великая раба. Р. Гамзатов Поклонись до земли своей матери И отцу до земли поклонись... Мы пред ними в долгу неоплаченном — Помни свято об этом всю жизнь. М. Рябинин Репродукция картины В.Перова "Старики родители на могиле сына”, Методические приёмы: создание проблемной ситуации, работа с текстом по вопросам домашнего задания, сообщения учащихся, беседа по содержанию романа, самостоятельная работа в группах. На предыдущих уроках по изучению творчества И.С. Тургенева десятиклассникам в домашнем задании было предложено написать эссе на тему "Что значат для меня мои родители?”. Высказывания учащихся легли в основу урока. К проблеме урока подходим через создание проблемной ситуации, использование "яркого пятна”, после чего ребята формулируют тему, задачу, цель занятия. Ход урока. I. Создание проблемной ситуации: ” ученик читает стихотворение: По ночам звучит надрывный кашель, Старенькая женщина слегла. Много лет она в квартире нашей Одиноко в комнате жила. Письма были, но только очень редко. И тогда, не замечая нас, Всё ходила и шептала: "Дети, вам ко мне собраться бы хоть раз. Ваша мать согнулась, поседела, Что ж поделать – старость подошла. Как бы хорошо мы посидели Рядышком у этого стола. Вы под этот стол пешком ходили, Песни пели до зари, А теперь разъехались, уплыли. Вот, поди же, всех вас собери”. Заболела мать, и той же ночью Телеграф не уставал кричать: "Дети, срочно, только очень срочно, Приезжайте, заболела мать!” Из Одессы, Таллинна, Игарки, Отложив до времени дела, Дети собрались, да только жалко — У постели, а не у стола. Гладили морщинистые руки, Мягкую серебряную прядь, Для чего же дали вы разлуке Так надолго перед нею стать? Мать ждала вас в дождь и в снегопады. Тягостны бессонницы ночей: Разве горя дожидаться надо, Чтоб приехать к матери своей? Неужели только телеграммы Привели вас к скорым поездам? Слушайте! У кого есть мама, Приезжайте к ней без телеграмм! После прослушивания стихотворения учитель задает классу вопросы: — Кому посвящено это стихотворение? Назовите тему и идею данного произведения. В эту минуту десятиклассники строят предположения: "Это стихотворение посвящено не только матерям, а родителям в целом. Оно о долге перед родителями, о любви к тем, кто дал нам жизнь, воспитал, дал образование”. Учитель зачитывает выдержки из эссе "Что значат для меня мои родители?” У меня есть мама и папа, я их очень люблю. Для меня они самые дорогие люди на свете. Когда я приезжаю домой, а это бывает очень редко, для меня наступают райские минуты. Я им многим обязана. Для меня мои родители – это то, что я больше всего ценю на свете. Для меня мои родители очень много значат. Пока я без них никуда. Без их любви, ласки я бы, наверное, не смог жить. Когда надо, они меня всегда поддерживают в моральном и финансовом смысле. Мне их часто не хватает, потому что домой езжу только по выходным. Родители для меня – это жизнь. Родители – это как две руки у человека. Если нет кого-то из них – уже как-то не так, чего-то не хватает, что-то не так в мире. Родители – это наша семья, наш дом, наша ценность. Каковы бы ни были родители, их надо любить уважать, и что бы ни случилось, они должны быть всегда рядом. Задание классу: — Относительно изучаемого произведения определите тему урока, задачу и цель урока. Десятиклассники выдвигают несколько гипотез и приходят к правильному решению. Тема урока: "Базаров и его родители”. Задача урока: воспитание чувства долга у детей перед родителями. Цель урока: определить отношение Евгения Базарова к своим родителям. II. Реализация домашнего задания. Слово учителя: — Человек рождается, воспитывается, живёт в семье (так должно быть). Объясните смысл выражения: "Семья как основа нравственного благополучия в смутное время". Вспоминаем, что роман "Отцы и дети” был написан в 1862 году. В произведении изображены все основные общественные силы России, показано размежевание, затронуты главные стороны действительности, раскрыто своеобразие конфликтов духовной жизни тревожного времени конца 50-х и начала 60-х годов IXX века. Из ответов учащихся выстраивается алгоритм: Нравственное благополучие семьи духовное родство: общие интересы, взгляды, деятельность душевные качества: искреннее дружелюбие, любовь, уважение Вывод: духовное родство и душевные качества находятся в благополучии. — Рассмотрим семью Базаровых в двух аспектах: в наличии духовного родства и душевных качеств. Начнём с главы семьи: Базаров Василий Иванович, отец. Что из себя представляют отцы в понимании десятиклассников? Учитель зачитывает отрывки из эссе тех ребят, чьи отцы недавно ушли из жизни, но оставили свой след в душах детей (надо отметить, что один из них был директором школы, благополучным человеком, а другой, наоборот, пьяницей, неудачником): — Я очень хочу снова увидеть своего папу. Когда приезжаю домой, всё напоминает мне о нём, хочется поговорить с ним, рассказать о своих проблемах, посоветоваться. Я люблю свою маму, но с ней не поговоришь по-мужски, не раскроешь ей своих мужских секретов. — Вот мне, например, когда умер отец, стало чего-то не хватать в жизни. Обычно приедешь домой, папа сразу же встретит тебя, обнимет покрепче, расцелует в обе щеки, и весело ему, даже плакать хочется. А сейчас домой приедешь – всё тихо, никто не говорит, никто не ругается. Тихо и безмолвно. Задание классу. Расскажите историю жизни Василия Ивановича Базарова. Как называет его Евгений? (Примеры из текста, главы 11, 17, 19, 20). Речь отца и сына. (Примеры из текста). Какие слова и выражения использует Тургенев для раскрытия образов родителей Базарова и отношения Евгения к ним? (Попутно в разговоре о родителях главного героя заполняется таблица). ОтецМать Презабавный, хороший, старик, батька ничего, был и в сите, и в решете, бедняга, старикашка, добрейший, чудак, много болтает, не имеет предрассудков и т.д.Сердобольная, прекрасная женщина, она без хитростей и т.д. Люди хорошие народ не строгий как опёнки на дубле Слово учителя. — Ребята, в ваших работах есть замечательные строки о матерях. Я позволю себе зачитать их. Моя мама много значит для меня в этой жизни. Я её очень люблю и боготворю. Она всегда мне может помочь в какой-нибудь трудной ситуации, утешить. Со своей мамой я могу разговаривать о чем угодно и сколько угодно. У меня нет от неё секретов. Когда я выйду замуж, и у меня родятся дети, я тоже стану такой матерью для своих детей, как и моя мама. А мама моя – это настоящее чудо, она добрая, ласковая, красивая, но самое главное – хороший человек и любящая, всегда понимающая, родная и просто... Мама! Задание классу. Расскажите историю жизни Арины Власьевны. Почему Тургенев, говоря о чувствах матери к Евгению, высказывает предположение о боязни Арины Власьевны за сына? Чего же на самом деле боится мать? Обратите внимание на эпиграф: "Тревожится за сына постоянно/ Святой любви великая раба”. Почему Р. Гамзатов считает, что мать – "великая раба”? Вывод: старики Базаровы безгранично любят своего сына, уважают его, боятся быть помехой в его делах. — Докажите, пользуясь критической литературой, что вывод верен. (Индивидуальное домашнее задание: "Создание таких лиц, как отец и мать Базарова, есть истинное торжество таланта. По-видимому, что может быть ничтожнее и негоднее этих людей, отживших свой век и со всеми предрассудками старины, уродливо дряхлеющих среди новой жизни? А между тем, какое богатство простых человеческих чувств! Какая глубина и ширина душевных явлений – среди обыденнейшей жизни...Что же касается до отца и матери, то трудно найти что-нибудь более трогательное. Их любовь вспыхивает какими-то молниями, мгновенно потрясающими читателя; из их простых сердец как будто вырываются бесконечно жалобные гимны, какие-то беспредельно глубокие и нежные вопли, неотразимо хватающие за душу. Среди всего этого света и этой теплоты умирает Базаров. Самая могила Базарова озарена светом и миром. Над ней поют птицы, и на неё льются слёзы...” [1; 616]). III. Самостоятельная работа учащихся в группах. Ответить на вопросы: 1 группа. Как Евгений относится к своим родителям? Любит ли он их? [1; 538]. 2 группа. Можно ли назвать Базарова добродетельным сыном? Докажите текстом. 3 группа. Почему Базарову жизнь родителей кажется "глухой”? "Как посмотришь этак сбоку да издали на глухую жизнь, какую ведут здесь "отцы”, кажется: чего лучше? Ешь, пей и знай, что поступаешь самым правильным, самым разумным манером. Ан нет; тоска одолеет. Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними” [1;539]. Слово учителя. — Обратим внимание на эпиграф. Д. И. Писарев отмечал: "Базаров – человек реального, полезного дела”. Почему между Евгением и его родителями не могло быть духовной близости? Объединяет ли семью Базаровых наличие душевных качеств? Вывод: Евгений любит своих родителей, отзывается о них с теплотой, их всех объединяет наличие душевных качеств: искреннее дружелюбие, любовь, уважение. Но мы понимаем, что отсутствие духовного родства отделяет молодого человека от его стариков. IV. Слово учителя. — В 1874 году под впечатлением о романе И. С. Тургенева "Отцы и дети” художник В. Перов заканчивает картину "Старики родители на могиле сына”. Сообщение ученика об истории создания данной картины [2;42]. Работа с текстом. — Прочитайте последний абзац эпилога [1;599],сопоставьте его содержание с репродукцией картины. Какие раздумья и чувства вызывает у вас эта ассоциация? Для матерей нет горя горше, чем хоронить своих детей. Слова эпилога звучат как реквием. Горе родителей беспредельно. | |
Просмотров: 13004 | |
Всего комментариев: 0 | |