Понедельник, 29.04.2024, 15:41
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Школьные статьи » Русский язык и литература

Урок литературы 2 класс
Урок литературы 2 класс Тема: . «Сказание о Белгородском киселе». Цели: 1. Показать, как отражены в летописи народные идеалы. 2. Уметь составлять рассказ по картине. 3. Вызвать интерес к историческому прошлому нашей Родины. Оборудование: 1. Иллюстрация « Сильвестр, монах Выдубецкого монастыря, пишет летопись». 2. Репродукция картины В. М. Васнецова «Нестор-летописец». Ход урока: I. Оргмомент. II. Проверка домашнего задания. Пересказ « Сказания о Кожемяке». Устное рисование « Печенег и Кожемяка на месте поединка». · Какими нам видятся противники? Почему печенег посмеялся над противником? (Юноша был «среднего роста», а печенег явно его превосходил.) · Какая деталь помогает увидеть силу Кожемяки? (Эпизод с быком.) Описание иллюстрации к «Сказанию о Мамаевом побоище». III.Сообщение темы и цели урока. IV. Чтение учителем « Сказание о Белгородском киселе». V.Беседа по тексту сказания. Что понравилось, что показалось интересным в этом сказании? Когда происходило действие этого сказания. ( В 997 году, через 5 лет после событий сказания о Кожемяке.) Что такое «осада»? Почему в тексте говорится: » Осада затянулась, и был в городе голод сильный »? ( Осада- окружение войсками укреплённого места с целью захвата) Что такое вече? ( Собрание горожан для решения общественных дел, важных вопросов.) Почему горожане сначала решили сдаться печенегам? ( Чтобы сохранить жизнь хоть кому-нибудь.) Почему жители с радостью послушались мудрого старца? Как вы понимаете русскую пословицу: « Хитрость силу борет»? В чём заключался план спасения города мудрым старцем? Догадывались ли жители города о том, какое значение имеют действия старца? Вспомните, каким героям мифов удавалось победить врагов с помощью ума, хитрости? С каким героем мы могли бы сравнить Кожемяку, с каким - старца? Какой смысл заложен во фразе горожан: « Ибо мы имеем пищу от земли»? Что прославляет летописец? VI.Работа с иллюстрацией. Вернёмся к иллюстрации учебника на с.57, где изображён Сильвестр, монах Выдубецкого монастыря. Рассмотрим миниатюру. Как изображён летописец? ( Пояснение учителя: древнерусский художник не стремился передать портретное сходство, индивидуальные черты летописца. Главное для него – то дело, которое он исполняет, » долг, завещанный от Бога». Его лицо обращено к зрителю, лицо внимательно, серьёзно и мудро. В руке он держит перо. Над головой летописца – нимб, сияние, усиленное лучами, исходящими от солнца. Нимб подчёркивает важность занятия монаха, богоугодность его дела. Одеяние летописца как на иконах. Как изображает художник предметы? ( Пояснение учителя: художник не стремится изобразить предметы так, как видит их глаз. Обстановка кельи изображена в « обратной перспективе»: ближние горизонтальные линии короче дальних. Это не потому, что художник не умеет рисовать правильно. В древнерусском искусстве было другое представление о правдивости. Точка зрения, с которой видятся предметы, помещается в центре картины, как бы внутри храма. Отсюда так называемая обратная перспектива. Предметы соотносятся таким образом, чтобы показать весь предмет целиком и одновременно выделить главное. Монастырь должен быть нарисован весь, а не кусочек его интерьера. Происходящее внутри показывается на переднем плане, поэтому летописец изображён вне монастыря, фигура его расположена в центре и занимает больше места, чем храм. Сравним это изображение с репродукцией картины В.М.Васнецова « Нестор – летописец». Мы видим часть интерьера, летописец изображён так, как увидели бы его мы, если бы вошли в келью. Такое изображение не лучше и не хуже – просто это другой язык. О чём ещё говорит эта миниатюра? Какова её главная мысль, идея? VII. Самостоятельная работа. Тест. VIII. Итог. Интересны ли летописные сказания современному читателю? И если интересны, то чем? Что даёт людям знание своего прошлого, истории своей страны от самых древних времён? «Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, к их борьбе, к их заботам о благе родины». Д. С.Лихачёв.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Eko (22.11.2010)
Просмотров: 2317 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]