Понедельник, 29.04.2024, 16:00
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Школьные статьи » Русский язык и литература

Михаил Юрьевич Лермонтов. "Герой нашего времени".
Михаил Юрьевич Лермонтов. "Герой нашего времени". Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой 30-х годов XIX века, временем реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания. Эмоциональную характеристику этой эпохе Лермонтов дает в стихотворении "Дума". Поэтому "герой нашего времени" - это герой 30-х годов. Противостояние Печорина и общественной среды выявляется не в сюжете романа, а в виде "проекции" на внутренний мир героя, хотя события романа основаны на реально-историческом контексте. Поэтому "Герой нашего времени" считается в русской литературе первым социально-психологическим романом. Противоречивость - главная черта характера Печорина, в образе которого незаурядность личности, стоящей выше окружающего его общества, сила и одаренность его мыслящей и энергичной натуры, реализующейся в активном самоанализе, смелость и честность его характера сочетаются с безверием, скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к людям. Герой неудовлетворен современной моралью, не верит в дружбу и любовь. Но при этом стремится сам решать свою судьбу и отвечать за свое поведение. Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых по-своему оттеняет различные грани характера героя. Специфична и сложна композиция романа, в котором сочетаются черты романтизма и реализма: это несовпадение сюжета и фабулы, введение разнообразных источников информации о Печорине, наличие нескольких рассказчиков, особая роль пейзажа и предметных деталей. В слабом классе можно анализировать роман по главам, вслед за автором. 1 урок. Страницы биографии Лермонтова и их связь с сюжетом романа "Герой нашего времени". Чтение и обсуждение ключевых эпизодов глав "Бэла" и "Максим Максимыч". 2 урок. Загадки характера Печорина в главе "Тамань". 3 урок. "Княжна Мери". Печорин в системе образов главы. 4 урок. Философский характер главы "Фаталист". 5 урок. Композиция романа как ключ к пониманию образа Печорина. Противоречивый характер героя. 6 урок. Белинский о романе. Подготовка к сочинению. В сильном классе следует подчинить изучение романа проблемному анализу, когда роман прочитан школьниками предварительно и первоначальное впечатление о нем уже сложилось. Можно предложить такой путь анализа. 1 урок. Черты биографии Лермонтова, повлиявшие на особенности образа Печорина. Загадки и противоречия характера героя в главах "Бэла" и "Максим Максимыч". Композиция, смена рассказчиков, портрет, пейзаж и их роль в раскрытии образа Печорина. 2- 3 урок. Журнал Печорина ("Тамань", "Княжна Мери", "Фаталист"). Его роль в раскрытии характера главного героя. Анализ ключевых эпизодов. 4 урок. Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе образов романа. Социально-психологические параллели образа Печорина с Максимом Максимычем, Грушницким, Вернером, Вуличем. 5 урок. Любовь в жизни Печорина. Женские образы романа и их роль в раскрытии образа Печорина. 6 урок. Литературная критика об образе Печорина. Поготовка к сочинению. Предлагаем методику уроков по роману по второму варианту. В ходе уроков учителю не обязательно использовать все задания, предложенные нами. Он может дифференцировать их и выбрать из них те, которые соответствуют уровням литературного развития его учеников, а также часть заданий предложить для самостоятельной домашней работы. Урок 25. Загадки образа Печорина в главах " Бэла " и " Максим Максимыч " .
"Неужто тамошняя молодежь вся такова?" На первом уроке следует вспомнить с учениками черты эпохи, в которую жил Лермонтов, охарактеризовать его отношение к Кавказу, проанализировать ключевые эпизоды глав "Бэла" и "Максим Максимыч", сделать выводы о загадках характера Печорина. Вопросы и задания для обсуждения повести "Бэла": Сколько рассказчиков в повести? Каков художественный смысл смены рассказчиков? Как в первом портрете Печорина, данном Максимом Максимычем, угадывается противоречивость его характера? Почему история Бэлы, происшедшая в прошлом, все время прерывается оценочными репликами Максима Максимыча и автора, происходящими в настоящем? Проанализируйте диалог Максима Максимыча с Бэлой со слов "А где Печорин?" до слов "упала на постель и закрыла лицо руками". Какими художественными средствами пользуется автор для раскрытия психологического состояния героев? Как в подтексте диалога косвенно характеризуется Печорин? Почему в истории с Бэлой Печорин не считал себя виноватым? Как проявляется противоречивость характера Печорина после смерти Бэлы? Какие художественные детали это подчеркивают? Прочитайте монолог Печорина со слов "Максим Максимыч, - отвечал он, - у меня несчастный характер" до слов "Неужто тамошняя молодежь вся такова?" Сопоставьте рассуждения Печорина о его прошлом с историей жизни Онегина. Сопоставьте текст и настроение монолога Печорина со стихотворением Лермонтова "Дума". Какую роль играют в главе пейзажные зарисовки? Как проявляется в главе характер Максима Максимыча? Проследите детали его психологического портрета. Вопросы и задания для обсуждения главы "Максим Максимыч": Найдите в тексте детали, характеризующие психологическое состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина. Прочитайте описание внешности Печорина. Докажите, что это психологический портрет. Почему второй портрет Печорина мы видим глазами автора? Прочитайте эпизод встречи Печорина с Максимом Максимычем со слов "Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи" до слов "глаза его поминутно наполнялись слезами". Какими средствами рисует автор психологическое состояние Печорина и Максима Максимыча? Попытайтесь прокомментировать подтекст их диалога. Почему Печорин не стремился увидеться с Максимом Максимычем? Какова авторская оценка их поведения? Какое впечатление производит Печорин на читателя? Какие черты его характера кажутся вам отрицательными? Какие детали текста 1 - 2 глав подчеркивают его положительные качества? Итоги урока. Печорин показан в главах "Бэла" и "Максим Максимыч" противоречивой личностью, человеком, не умеющим сострадать, привыкшим исполнять только свои желания. Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью делают этот образ малопривлекательным. Однако такая оценка образа была бы неглубокой и однозначной, если не заметить в его образе штрихи грусти, ноты безысходности. Для того, чтобы разобраться в образе Печорина, нужно понять его душу, его внутренний мир, мотивы его поведения и поступков. Разгадать эту загадку поможет "Журнал Печорина". Уроки 26 - 27. "Журнал Печорина" как средство самораскрытия его
характера. "Зачем я жил?" На уроках можно понаблюдать за тем, как автор раскрывает душу своего героя посредством его самоанализа. Для этого в центре урока будет интерпретация ключевых эпизодов глав из "Журнала Печорина", объясняющих загадки его характера. Вопросы и задания к обсуждению главы "Тамань": Каков художественный смысл в том, что в главе "Тамань" рассказчиком выступает сам герой? Что удивило Печорина в героях главы "Тамань"? Прочитайте диалог слепого и девушки-ундины ночью на берегу моря со слов "Так прошло около часа" до слов "Я насилу дождался утра". Как в этом эпизоде проявляется характер Печорина? Зачем ему нужно было "достать ключ" загадки контрабандистов? Прочитайте портрет девушки-ундины. Какие оценки дает ей Печорин и как это характеризует его самого? Проанализируйте эпизод схватки Печорина с девушкой в лодке. Дайте оценку Печорину в этой сцене. Почему Печорин называет контрабандистов "честными"? Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере? Какую позицию Печорина по отношению к окружающим людям подчеркивает автор? Вопросы и задания для обсуждения главы "Княжна Мери": Зачем Печорин добивался любви Мери? Как понять его утверждение: "А что такое счастье? Насыщенная гордость"? Последователен ли Печорин в соблюдении этой жизненной позиции? Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как это проявляется в его отношениях с окружающими людьми? Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким? Почему из всех женщин Печорин выделял Веру? Найдите объяснение этому в дневниковых записях от 16 и от 23 мая. Отметьте черты искренности и притворства в исповеди Печорина Мери (со слов "Да, такова была моя участь с самого детства" до слов "Это меня не огорчит нимало"). Прочитайте эпизод переправы Печорина и Мери через горную речку (запись от 12 июня). Как в объяснении Мери с Печориным раскрывается ум и неординарность ее характера? Прочитайте запись от 14 июня. Как Печорин объясняет изменения в самом себе и как это его характеризует? Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня). Искренен ли Печорин в этом признании или он лукавит даже перед самим собой? Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях Печорина (через полтора месяца в крепости N)? Каково поведение Печорина в сцене дуэли? Что положительного и что отрицательного подчеркивает автор в его образе в сцене дуэли? Можно ли посочувствовать герою или он достоин осуждения? Как проявляется мастерство Лермонтова в изображении жизни и психологии людей в этом эпизоде? Вопросы и задания для обсуждения главы "Фаталист": Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? у автора? У кого из них оно неоднозначно и почему? Зачем Лермонтов вводит в повествование мысль о том, что Печорин чувствовал скорую гибель Вулича? Ищет ли Вулич смерти? Ищет ли смерти Печорин? Почему? Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу? Какие черты его личности проявляются в сцене захвата пьяного казака? К кому из героев относится название главы? Какой художественный смысл при этом выявляется? Докажите, что глава "Фаталист" - это философское произведение. Итоги уроков. Печорин предстает в "Журнале" человеком, глубоко чувствующим и страдающим. Его душа "испорчена светом", и вся его жизнь - расплата за собственные поступки. Личность Печорина сложна и противоречива. Сам того не желая, он становится виновником несчастий других. Мастерство автора в создании психологического портрета Печорина проявляется в изображении его внутренней жизни, его самоанализе, сюжетно-композиционных особенностях романа. Урок 28. Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе мужских
образов-антиподов. "В дружбе один раб другого". В центре урока раскрытие необходимости образов второстепенных персонажей для понимания личности Печорина. Работу на уроке можно подчинить групповому способу обучения и для анализа ключевых эпизодов разделить класс на 4 группы. I группа. Печорин и Максим Максимыч. Перечитайте монолог Печорина из главы "Бэла" со слов "у меня несчастный характер". Почему исповедь Печорина удивила Максима Максимыча? Что в монологе заставляет страдать и сострадать читателя? Перечитайте сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем из главы "Максим Максимыч". Как в ней передается взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина? Как в первых двух главах Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Как образ Максима Максимыча оттеняет образ Печорина? II группа. Печорин и Грушницкий. Перечитайте запись в журнале Печорина от 5 июня. Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким? Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину и почему этого не замечали окружающие? Дайте оценку поведению Печорина и Грушницкого в сцене дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров? Какова композиционная роль образа Грушницкого? III группа. Печорин и Вернер. Перечитайте диалог Печорина и Вернера в записи от 13 мая. Что общего в их интеллектуальном развитии и отношении к жизни? Перечитайте записку Вернера к Печорину после дуэли и их последнюю встречу. В чем Печорин оказался морально выше Вернера? Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина? IV группа. Печорин и Вулич. Перечитайте сцену заключения пари между Печориным и Вуличем. Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих образов? Как можно оценить поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака? Почему Вулич все-таки погибает, а Печорин остается жив? В чем художественный смысл такой авторской позиции? Какова роль кольцевой композиции романа? Почему он и начинается и заканчивается в крепости N? Выводы урока могут быть оформлены в виде опорной схемы. Дружба в жизни Печорина Мужские образы романа - двойники и антиподы Печорина, но все они, несомненно, ниже его по интеллекту, менее глубоки их души, слабее характер, у них отсутствует способность к самоанализу. Урок 29. Любовь в жизни Печорина. Женские образы романа и их
роль в раскрытии характера Печорина. "Я никогда не
делался рабом любимой женщины". Лермонтов проводит своего героя через испытание любовью, т. к. это высшая человеческая ценность. Каждый женский образ оттеняет определенную грань в характере Печорина и выполняет свою композиционную функцию. Учебное исследование на уроке также организуется в группах, и в процессе анализа ключевых эпизодов выявляются существенные черты образа Печорина в его отношениях с женщинами. I группа. Печорин и Бэла. Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина? Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? Почему он охладел к Бэле? Любил ли он ее на самом деле? Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина? II группа. Печорин и девушка-ундина. Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и как это характеризует его самого? Перечитайте сцену в лодке. В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала? Какова композиционная роль ее образа? III группа. Печорин и Мери. Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку. В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Перечитайте запись в журнале от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения с Мери? Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он все-таки решился на дуэль из-за Мери? Каков композиционный смысл образа Мери? IV группа. Печорин и Вера. Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая. Как охарактеризовать их чувства друг к другу? Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им после дуэли и эпизод погони за Верой. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? В авторской оценке? В самооценке? Как образ Веры помогает понять характер Печорина? Женские образы в романе Лермонтова, несомненно, выше, чище Печорина. Они натуры более цельные, искренние, умеющие любить и глубоко чувствовать. Общие итоги урока можно оформить в виде опорной схемы, составленной из цитат. Любовь в жизни Печорина Урок 30. Литературная критика об образе Печорина. "Душа Печорина
не каменистая почва ..." На заключительном уроке учащиеся познакомятся с основными положениями статьи Белинского о романе "Герой нашего времени" и оценкой образа Печорина в современном лермонтоведении, сопоставят точки зрения критиков, выявят смыслообразующую роль сюжета в его несовпадении с фабулой романа, сформулируют основные черты личности Печорина. Основные черты личности Печорина. Идейно-композиционные особенности романа, способствующие пониманию образа Печорина. Печорин анализирует каждое событие своей жизни и подвергает самоанализу мотивы своего поведения. Аналитический склад ума - это и его достоинство, и его слабость, ведущая к душевным травмам. Автор нигде не судит Печорина, не выносит ему приговора, Печорин сам судит себя. Жизнь Печорина - это ряд происшествий, каждое из которых открывает новую грань его души, одаренность и глубину его личности, но его характер уже сложился и не меняется, не развивается ("Неужели я не тот же?" - гл. "Максим Максимыч", сцена прощания). Главный принцип жизни Печорина - свобода, переходящая в индивидуализм. Роман сходен по сюжетно-композиционным особенностям с романтической поэмой, а главный герой изображен в соответствии с принципами создания героев романтических поэм (отсутствие сведений о прошлом, изображение его в моменты наивысшего напряжения, статичность образа героя, внутренняя жизнь героя глубока и не может быть раскрыта до конца). Характер Печорина не меняется, но смена рассказчиков создает видимость личности Печорина с разных точек зрения. Кольцевая композиция романа символична. Она показывает бесполезность исканий главного героя (ср. с кольцевой композицией поэмы "Мцыри"). "Герой нашего времени" - социальный, философский и психологический роман, раскрывающий пороки потерянного поколения 30-х годов XIX века.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Eko (14.03.2011)
Просмотров: 14614 | Рейтинг: 2.7/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]