Понедельник, 29.04.2024, 12:01
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Школьные статьи » Биология

Биология как учебный предмет.
Содержание образования в средней школе построено на основе поочерёдного изучения биологических дисциплин. Они следуют друг за другом в порядке истории возникновения с сохранением их объектов и предметов в «первозданном» виде. При таком порядке нельзя переосмыслить предмет и систему понятий одних дисциплин после изучения других, которые появились на исторической сцене позднее. В результате вводные курсы ботаники, зоологии, миологии, бактериологии описательны, эмпиричны и организмоцентричны (такими были соответствующие дисциплины в прошлом). Школьный курс биологии не полной мере отражает те изменения, которые произошли в системе биологических наук в XX веке. Современная система биологического образования должна отражать многоплановость картины биологической реальности. Единство, взаимная согласованность фундаментального, таксономического и прикладного определяет «взвешенность» решений о включении объектов и предметов науки в содержании общего среднего образования. В фундаментальном и таксономическом знаниях нелегко отделить главное от второстепенного. Кто возьмёт на себя ответственность сказать, что клеточная теория важнее эволюционной? Речь может идти о минимизации теорией (содержательных идей, теоретических моделей) и о «развёртывании» их идеальных объектов от абстрактного к конкретному по мере изучения курса и развития познавательных возможностей школьников. Наиболее крупные таксоны, такие, как царства, тоже не могут подлежать отбору для изучения одних и установления других. Все четыре царства должны быть представлены в курсе биологии. Более мелкие таксоны могут отбираться с точек зрения важности знаний о них для понимания фундаментальных проблем и возможностей их применения. Подобным же образом равноважны и не подлежат отбору три области практического применения биологических знаний, определяющие выживание и дальнейшее существование человечества (здоровый образ жизни, охрана внешней среды и важнейшие производства). Для обязательного изучения можно наметить следующие группы объектов биологии: - биологические системы (клеточно-организменные, популяционно-видовые, биосферно-биогеоценотические). - процессы жизни – обмен веществ, функционирование, онтогенез и эволюция. - естественная система и наиболее крупные таксоны. Фундаментальные знания – основа таксономического и прикладного знаний. В своё время, когда кончалась эра «лысенковской биологии» в школьном курсе, академик Б.Л.Астуаров призывал «одухотворить» общебиологической тематикой «мёртвую ботанику», «описательную систематическую зоологию», «сухие, подробные и скучные описательные морфологию и систематику, требующие в значительной мере механического запоминания, заучивания». Уже в VI-IX классах он рекомендовал начать изучение таких тем, как «Организм и среда», «Биосфера и человек», «Учение Ч.Дарвина». Полицентризм биологического познания требует «многомерного» видения научной картины живой природы и возможно раннего введения информации обо всех формах организации жизни. Каждая из них описывается собственной системой теоретических понятий. Однако было бы неправильно считать формы организации жизни независимыми друг от друга: они образуют «иерархию вложения» (организм – часть популяции, популяция – компонент биоценоза и т.д.). Каждый член иерархии обладает функциями, обеспечивающими его связи в вышестоящей системе, интеграцию в ней. Поэтому изучение популяций и экосистем нельзя начать, пока нет знаний о свойствах организмов, особенно таких, которые «вписывают» их в надорганизменные системы (типы питания, способы обмена информацией между особями, дальность расселения и др.). Знакомство с популяцией –элементарной единицей эволюции и биогеоценозом (экосистемой) – её ареной и регулятором – основа для введения элементарных объектов эволюционной биологии. Так создаётся та «понятийная сетка», которая необходима для понимания таксономических систем. Глубина их раскрытия зависит от бюджета учебного времени, а перечень таксонов определяется географическими и другими условиями той местности, где расположена школа. Для изучения отбираются таксоны, на объектах которых могут быть успешно конкретизированы (развёрнуты) теоретические положения биологии. Другой критерий отбора – важность информации о них для решения проблем охраны здоровья, окружающей среды, для понимания важнейших производств, для эстетической оценки живой природы. Обзор таксономического разнообразия – предпосылка изучения экосистем с точек зрения их охраны и практического использования. Изучение разнообразия жизни с одновременной конкретизацией знаний об абстрактных объектах биологии даёт возможность «развернуть» второй «виток» спирали биологического образования, рассмотреть биологические концепции на широком социокультурном фоне их становления и функционирования. На этом этапе фундаментальное, таксономическое и прикладное интегрируется на теоретической и социокультурной основе, и создаются предпосылки для «вписывания» биологических знаний в контекст культуры, для их соотнесения с картиной мира, мировоззрением и практикой, для показа методологии научного познания. Учитель: Опаева Н.А.
Категория: Биология | Добавил: Eko (12.04.2011)
Просмотров: 1962 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
#1Kamini   (19.06.2012 08:47)
0
It's spooky how cleevr some ppl are. Thanks!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]