Главная » Статьи » Школьные статьи » Русский язык и литература |
Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже"
Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже" Тип урока: изучение нового материала. Цель урока: формировать навык правописания безударных окончаний имён существительных в предложном падеже. Задачи: Образовательные задачи урока: уточнить знания об особенностях предложного падежа; отрабатывать умение правильно определять безударные окончания; познакомить с падежными окончаниями имён существительных в предложном падеже, формировать навык правописания безударных окончаний имён существительных в предложном падеже, совершенствовать умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных. Развивающие задачи урока: развивать устную и письменную речь учащихся, навыки самоконтроля и взаимоконтроля. Воспитательные задачи урока: расширять кругозор учащихся; воспитывать гражданско-патриотические качества личности. Методы и приёмы: диалогические, исследовательские, алгоритмические, репродуктивные, наглядные, практические. Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная. Оборудование: таблица вопросов, предлогов и окончаний предложного падежа; алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён существительных; карточки и перфокарты для индивидуальной работы; магнитофон; фонограмма песни "Течёт река Волга”. Ход урока I. Организационный этап 1. Подготовка к восприятию. - Работа нам предстоит сегодня большая, сложная, но интересная. Мы заглянем с вами не только в тайны русского языка, но и узнаем много нового о природе нашей страны, её богатствах. А сейчас подготовим глазки к работе. 2. Гимнастика для глаз. II. Каллиграфическая минутка Ученики работают по индивидуальным карточкам (Приложение1). Учитель контролирует работу учащихся, отмечает лучшие работы скрипичным ключом. III. Словарно-орфографическая работа (Приложение 2). 1. Предъявление слова. - Какие слова были использованы для каллиграфической минутки? - Что означают эти слова? - Что такое горизонт? Где небо сходится с землёй, Туда отправимся с тобой. Узнаем, в чём же тут секрет, Идём за ним мы долго вслед. 2. Работа над слуховым образом слова. - Произнесите это слово орфоэпически. - Разделите его на слоги. - Произнесите слово, выделяя голосом ударный слог. - Определите "опасные места”. 3. Запись слова с "окошком”. 4. Нахождение нужных букв. - На греческом "ороз” означает "предел”, а "оризо” - "ограничиваю”. Учитель вывешивает карточку с данными словами. - Кто догадался, какие непроверяемые безударные гласные пишутся в слове горизонт? 5. Вставка букв. 6. Проговаривание слова орфографически. 7. Работа над зрительным образом слова. На горизонте видим лес. На горизонте видим горы. Равнины там и плоскогорья. Гляди, как много всем раздолья! - Подберите слова-ключики для запоминания букв О, И. 8. Подбор однокоренных слов. - Какой частью речи является слово "горизонт”? - Подберите однокоренное прилагательное, наречие. Запишите эти слова. Выделите орфограммы для запоминания. Обозначьте корень. Как напишите наречие? Проверка: - Какой корень выделили? - Какие безударные гласные в корне нужно запомнить? 9. Работа над употреблением слова. - Ребята, есть такие выражения "появился на горизонте” и "исчез с горизонта”. Что они означают? - Это прямое значение слова или переносное? - В переносном значении "исчезнуть с горизонта” - давно не появляться где-то. Соответственно "появиться на горизонте” - появиться после долгого отсутствия. 10. Домашнее задание. - Дома составьте и запишите 3 словосочетания и предложение с одним из них. Может кто-то подберёт новые слова-ключики. IV. Определение темы, целеполагание Учитель вывешивает карточку с выражениями: появился на горизонт_, исчез с горизонта. - Определите падеж слова "горизонт” в данных словосочетаниях. - Почему я не написала окончание в слове "горизонт” в первом словосочетании? (Потому что мы не знаем, какие окончания пишутся у существительных в предложном падеже) - Какова же тема нашего урока? (Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже) - Чтобы приступить к изучению темы, что нужно повторить? (Вопросы и предлоги предложного падежа) - Что нового мы сегодня узнаем на уроке? (Какие окончания пишутся у существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения в предложном падеже) - Какую задачу поставите перед собой? (Научиться правильно писать безударные окончания имён существительных в предложном падеже) V. Актуализация опорных знаний - Итак, на какие вопросы отвечают существительные в П.п., и с какими предлогами употребляются? Учитель открывает карточку: Предложный падеж О ком? О чём? о, об, в, во, на, при (Второстепенный член предложения) - Прочитайте словосочетания, записанные на доске, и определите падеж имён существительных. Как будете определять падеж? На доске запись: купались в рек… построен на Волг… возвышается на холм… построили в город… расположен на Об… живём в Сибир… Ученики читают словосочетания и определяют падеж имён существительных, учитель записывает VI. Изучение новых знаний и способов действий - Какая часть слова пропущена в словах? - Все ли окончания требуют проверки? Какие окончания не требуют проверки? - Определите, в каких словах ударные окончания и вставим их. Дети называют слова с ударными окончаниями, учитель вписывает их. - А что нужно сделать, чтобы правильно написать безударные окончания? Ученики называют алгоритм, а учитель открывает карточки, заранее прикреплённые к доске обратной стороной. Падеж (по вопросу и предлогу) Склонение (по начальной форме) Выбор окончания (по таблице или ударному окончанию) - Падеж мы определили. Теперь определим склонение. Называйте начальную форму и склонение. - Как теперь будем определять окончания? (По существительному с ударным окончанием того же падежа и склонения.) Ученики объясняют написание безударных окончаний, а учитель вписывает их в слова на доске. - Сделаем вывод, какие же окончания пишутся у существительных в П.п.? - Откройте учебники на с. 111 и проверьте, совпадает ли наш вывод с выводом учебника. Правильный вывод мы сделали? VII. Первичная проверка понимания 1. Работа над развитием речи. - А теперь составьте и запишите предложение с одним из словосочетаний. После выполнения задания некоторые ученики зачитывают свои предложения. Учитель делает небольшие сообщения. (Волга – крупнейшая река в Европе. Древнее название Ра, в средние века Итиль. На Волге построены города – Тверь, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань). (Обь – крупнейшая река в Западной Сибири. На Оби построены города – Новосибирск, Нижневартовск, Сургут, Салехард). - Какая река протекает в нашем городе и куда она впадает? 2. Работа с учебником. - Много в нашей стране рек, много городов. О некоторых из них мы узнаем из упражнения 214. Ученики читают текст упражнения, рассказывают, что нового узнали. - Прочитайте самостоятельно задание к упражнению и сформулируйте задание. Ученики выполняют упражнение с комментированием. Итог: - Какое окончание имеют в П.п. существительные 1-го и 2-го склонения? - А какое окончание у существительных 3-го склонения? 3. Физкультминутка - Вы хорошо потрудились. Теперь немножко подвигаемся. Я буду называть существительные в П.п. Если в слове необходимо написать окончание И – вы хлопните в ладоши. Если окончание Е – присядете. - На Агане, о Лене, в Астрахани, на причале, на пристани, на пароходе, на лодке, в Казани, на Амуре, на Оке, в Тюмени - Молодцы! Справились с заданием. VIII. Закрепление знаний и способов действий - А сейчас немного усложним задание. Вы будете работать самостоятельно. Задания у вас на карточках. - Прочитайте задания. У кого есть вопросы? Приступаем к работе. 4 ученика (сильные) выполняют задание по индивидуальным карточкам, затем взаимопроверка и оценивание. (Приложение 3) 1 ученик работает с обратной стороны доски. За доской: В зеркальной глади Байкала3 отражаются могучие сосны4. (3 – разобрать слово как часть речи; 4 – разобрать предложение по членам предложения, составить схему предложения). 1 ученик (слабый) работает у доски под контролем учителя. (Приложение 3) Учащиеся выполняют задания. Звучит фонограмма песни "Течёт река Волга”. Проверка. Проверка работы по перфокартам: самопроверка (правильные ответы за доской) Работа по карточкам: взаимопроверка по образцу на обратной стороне карточки. Проверка индивидуальной работы у доски. Ученик объясняет. - Есть ли замечания? Какие? IX. Обобщение и систематизация знаний - Что узнали сегодня на уроке? - Так какое же окончание нужно написать у существительного в словосочетании появился на горизонте и почему? X. Контроль и самопроверка знаний 1. Тест "Проверь себя” Учитель читает утверждения. Если ученик согласен с утверждением учителя, он пишет в тетради слово "да”, если не согласен – слово "нет”. 2. Самопроверка Самопроверка проводится по "ключу”, записанному с обратной стороны доски. XI. Подведение итогов урока - Какую задачу мы ставили перед собой? - Как удалось справиться с этой задачей? Оцените свою работу на уроке. Затем учитель даёт анализ и оценку успешности достижений учащихся. XII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению - Дома вы выполните упражнение 218 на с.112. Прочитайте задание. У кого есть вопросы? XIII. Рефлексия - Что ещё мы узнали на уроке? О чём были все наши задания? - Ребята, когда вы работали самостоятельно, звучала мелодия. Это музыка известной песни "Течёт река Волга”. В ней есть замечательные слова: Из далека долго, течёт река Волга. Течёт река Волга, конца и края нет. Среди снегов белых, среди хлебов спелых Течёт моя Волга, а мне 17 лет. - Волга – великая русская река. Но наша страна богата не только реками, но и озёрами, лесами, полезными ископаемыми. А самое главное её богатство – это люди. - Вы, ребята, - её маленькие граждане, её будущее. Вы должны любить свою страну, гордиться ею, вместе с ней переживать горе и радости, стараться сделать её сильной и богатой. - Что вы можете сказать об уроке, поделитесь своими мыслями. Формулируя свои высказывания, дети пользуются памяткой. (Приложение 4) - Наш урок окончен. Большое вам спасибо за работу. Приложение 5 Литература Русский язык: учеб. для 4 кл. четырёхлет. нач. шк.: В 2 ч. Ч. 1, / Т. Г. Рамзаева. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. Быстрова Е. А. и др. Краткий орфографический словарь русского языка. – СПб.: Отд-ние изд-ва "Просвещение”, 1992. Волина В. В. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1996. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. – М.: Просвещение, 1991. Этимологический словарь русского языка для школьников. – М.: ЗАО Славянский дом | |
Просмотров: 9945 | |
Всего комментариев: 0 | |